ПЛАВУНЧИК ПЛОСКОНОСЫЙ
(Phalaropus fulicarius)

Птицы / Ржанкообразные / Плавунчиковые / ПЛАВУНЧИК ПЛОСКОНОСЫЙ
Aves / Charadriiformes / Phalaropodidae / Phalaropus fulicarius

ПЛАВУНЧИК ПЛОСКОНОСЫЙ (Phalaropus fulicarius) имеет клюв плоский и слегка расширен- ный. Отверстия ноздрей располагаются в основании клюва, но не примыкают непосредственно к оперению лба. Темя плосконосого плавунчика черноватое, спина черная с охристыми продольными пестринами, подбородок аспидно-сизый, остальной низ тела ржавчато-рыжий. На крыле имеется белая полоса, которая хорошо видна у летящей птицы. Самец в брачном наряде окрашен несколько тусклее самки. В зимнем оперении у плавунчиков брюшко с большим количеством белых перьев. Длина крыла птицы 12-14 см, причем самцы несколько мельче самок. Самцы весят 42-51 г, самки 57-60 г. Гнездятся плосконосые плавунчики на Южном острове Новой Земли, в тундрах Сибири от устья Енисея до Чукотского полуострова и Анадырского залива, на Новосибирских островах и на острове Врангеля. Кроме того, они гнездятся в Исландии, на Шпицбергене и в тундре Северной Америки, везде, однако, несколько спорадично. Зимуют преимущественно в открытом море вдали от побережий материков. В частности, они часто встречаются на востоке Атлантического океана против западных и юго-западных берегов Африки. Обычны они в Аравийском море, кроме того, встречены зимой и в Тихом океане в районе побережий Перу. Плавунчики придерживаются районов океана, наиболее богатых планктонными организмами, и собираются в стаи по несколько десятков особей и даже по несколько тысяч птиц. Прилет на места гнездования происходит с конца мая до второй половины июня. Гнездо помещается обычно на краю небольшого озера, иногда в понижении около совсем маленькой лужи. В кладке бывает 4, реже 3 яйца, насиживает их самец в течение 19 дней. При выводке, как правило, бывает только самец, но иногда выводок водят оба родителя. Перед отлетом плосконосые плавунчики собираются в большие стаи.

ПЛАВУНЧИК ПЛОСКОНОСЫЙ