ПОДОРЛИК МАЛЫЙ
(Aquila pomarina)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / ПОДОРЛИК МАЛЫЙ
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Aquila pomarina

ПОДОРЛИК МАЛЫЙ (Aquila pomarina) как показывает его название, меньше большого подорлика: общая длина его 62— 65 см, длина крыла 44—51 см, вес 1,5— 1,8 кг. По окраске малый подорлик близок к большому подорлику, но посветлее, боковые рулевые обычно с поперечным рисунком. Распространен малый подорлик от Прибалтики (Эстония) до северной части Греции, в Германии от Мекленбурга, в Австрии, в Малой Азии и Иране, в Индии и на севере Бирмы. Малый подорлик – перелетная птица, зимующая главным образом в Африке. Подорлики предпочитают смешанные леса, перемежающиеся с долинами рек, лугами и болотами. Такие открытые участки служат излюбленными местами охоты подорликов, которые обычно разыскивают добычу не на лету, как большинство хищных птиц, а «пешком», как африканские секретари. Объясняется это тем, что в питании этих орлов, в особенности малого подорлика, значительное место занимают пресмыкающиеся и земноводные, а также мыши и полевки. Большой подорлик чаще преследует птиц, чем малый; нередко он держится близ водоемов, где гнездятся утки, или в богатых куриными птицами угодьях. Оба — и большой и малый подорлики — охотно едят падаль. По повадкам и движениям эти орлы отличаются от беркутов: они менее быстры и подвижны, полет их более ровный. После прилета, птицы ремонтируют или строят гнезда, расположенные на деревьях. В мае в гнезде находят 2 пестрых яйца (реже 1 или 3). Насиживание продолжается около 40 дней. Подорлики начинают высиживание после откладки первого яйца, поэтому между птенцами бывает значительная разница в развитии. Летными птенцы малого подорлика становятся в возрасте 8—9 недель. Эта разница приводит обычно к тому, что младший птенец в течение первых двух недель после выхода из яйца погибает от преследований старшего; если же опасный период миновал, то оба птенца выращиваются родителями благополучно. В сентябре — октябре, в зависимости от местности, начинается отлет подорликов на зимовки, лежащие в Индии, Иране, Малой Азии и Индокитае. На отлете этих орлов иногда приходится наблюдать группами; чаще они летят высоко один за другим, но с большими промежутками.

ПОДОРЛИК МАЛЫЙ