ОСМАН ГОЛЫЙ
(Diptychus dybowskii)

Рыбы костные / Карпообразные / Карповые / ОСМАН ГОЛЫЙ
Osteichthyes / Cypriniformes / Cyprinidae / Diptychus dybowskii

ОСМАН ГОЛЫЙ (Diptychus dybowskii) распространен в бассейнах Балхаша, Ала-Куля, Иссык-Куля, в р. Карасу. Тело почти голое, чешуя имеется в области брюшных плавников, кое-где на теле и окаймляет «расщеп». Окраска разнообразная: в мутных реках османы имеют темную или синеватую спинку, серебристые бока, в озерах и карасуках османы буровато-золотистые. Голый осман — типичный представитель озерно-речного комплекса Центральной и Средней Азии. Его можно встретить в бурных истоках рек, когда там нет чешуйчатого османа, в холодных (6—8°С) и теплых карасуках, в тепловодных и холодноводных озерах. Наиболее многочислен голый осман в озере Иссык-Куль. В озере обитают озерная и речная формы османов, различаются они местами нереста. Озерный осман нерестится на отмелях с каменистыми россыпями. Самцы достигают половой зрелости при длине 19—24 см, в возрасте 4—5 лет, а самки — при длине 26—30 см, после 7 лет. Размеры и возраст созревания самцов речного османа такие же, как у озерного, а самки созревают при меньших размерах (22—24 см), в возрасте 6—7 лет. У речного османа есть карликовые самцы. Нерест в реке идет днем у мелких перекатов, икра течением сносится вниз, на более глубокие участки, покрытые галькой и гравием. Икра голого османа немного крупнее, чем у чешуйчатого. Летом голый осман держится в самом озере, встречаясь от мелководья до глубин около 40 м, как на каменистом, так и на илистом грунте среди зарослей хары. Молодь питается преимущественно личинками тендипедид и других насекомых. Неполовозрелые, от 10 до 14 см, питаются главным образом харой, в меньшей степени моллюсками, а у более крупных значение моллюсков в пище возрастает и появляется рыба. Растет осман медленно. В озере Иссык-Куль голый осман является промысловой рыбой.

ОСМАН ГОЛЫЙ