ОСЁТР СИБИРСКИЙ
(Acipenser baerii)

Рыбы костные / Осетрообразные / Осетровые / ОСЁТР СИБИРСКИЙ
Osteichthyes / Acipenseriformes / Acipenseridae / Acipenser baerii

ОСЁТР СИБИРСКИЙ (Acipenser baerii) образует полупроходные и пресноводные формы. Обитает в реках Сибири от Оби до Колымы и далее до Индигирки. В Иртыше был распространен до озера Зайсан (и Черного Иртыша), в Оби — от Обско-Тазовской губы (от мыса Дровяного) до самых верховьев Оби, Катуни; заходил в Телецкое озеро. В Байкале и Зайсане образует озерные жилые формы. Имеющиеся в литературе указания на то, что сибирский осетр заходит в Печору, в настоящее время не подтверждаются. Но в 1956 г. в Печору были выпущены 18 экземпляров разновозрастной молоди (средний вес 0,4 кг) и 155 экземпляров производителей (средний вес 13,4 кг) обского осетра. В 1956 и 1957 гг. зарегистрированы поимки осетра в среднем и нижнем течении Печоры, включая ее дельту, а также в притоках Усе и Колве. В Оби и Енисее сибирский осетр обитает вместе со стерлядью; в Лене и Колыме это единственный представитель осетровых. Сибирский осетр имеет тупорылую (типичная) и острорылую формы. Обитающего в реках Восточной Сибири от Хатанги и далее в Лене, Яне, Индигирке сибирского осетра некоторые авторы выделяют в особый подвид — хатыс, или якутский осетр. В Байкале обитает особая форма озерного, байкальского осетра, по своей биологии схожая с озерным осетром из Великих американских озер. Для икрометания входит в Селенгу, значительно меньше в Баргузин. По р. Тол проходит в пределы Монголии (известен примерно в 100 км от Улан-Батора). Нерестилища в Оби расположены в средней и верхней Оби до слияния Бии и Катуни, в Катуни и Ануе. В Енисее нерестилища расположены на участке Ярцево—Ворогово (1500 км от устья). Сибирский осетр растет медленно. Половозрелость самцов в Оби наступает в возрасте 9—14 лет (редко 8), самок — в 11—20 лет (редко 10). В низовьях Енисея осетр достигает половой зрелости в 18—23 года, самцы байкальского осетра созревают с 15 лет, самки — с 18 лет и позднее. Самки обского осетра нерестятся через 3—4 года, самцы — через 1—2 года; в низовьях Енисея осетр нерестится чаще - через 4 года. Предельный возраст сибирского осетра — 60 лет. Питается сибирский осетр ракообразными (амфиподами), личинками насекомых (ручейники, хирономиды), моллюсками, рыбой. Сибирский осетр образует помесь с сибирской стерлядью, так называемую костерь.

ОСЁТР СИБИРСКИЙ