ОРЁЛ-КАРЛИК

• ОРЁЛ-КАРЛИК
    (Hieraaetus pennatus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / ОРЁЛ-КАРЛИК
    Aves / Falconiformes / Accipitridae / Hieraaetus pennatus

ОРЁЛ-КАРЛИК (Hieraaetus pennatus) некрупный орел: общая длина 46—53 см, длина крыла 35—43,5 см, вес около 700 г. У орлов-карликов два типа окраски — темный и светлый. Взрослые птицы орла-карлика первого типа сверху темно-бурые со светло-бурыми затылком, шеей и кроющими крыла; маховые черно-бурые со светлыми пестринами у оснований; рулевые темно-бурые с неясным светлым поперечным рисунком; брюшная сторона также темно-бурая с черным пятном на кистевом сгибе крыла, бледно-бурая на перьях голени и подхвостья. У птиц светлого типа окраски спинная сторона бледно-бурая со светлыми сероватыми краями перьев, брюшная сторона беловатая, иногда с бурыми поперечными отметинами. Радужина желтая у взрослых, бурая у молодых, клюв черноватый, когти черные, восковица и лапы желтые. Молодые орлы-карлики светлого типа окраски, как взрослые; у молодых птиц темного типа окраски на брюшной стороне беловатые отметины по бурому фону. Орел-карлик распространен в Северо-Западной Африке, в Южной Европе, Передней и Средней Азии, на восток до северной части Монголии. Орел-карлик также встречается в Европейской части от Украины, Смоленской, Тульской и Воронежской областей до Кавказа, а также в Средней Азии и далее до Алтая, верхней Лены, Юго-восточного Забайкалья. Держится орел-карлик в лесах и лесостепи, как на равнинах, так и в горах до высот 2000 (изредка 2400) м. Перелетная птица. Гнездится орел-карлик на деревьях, главным образом лиственных, или на скалах. Кладка в основном в мае, в ней 2 (редко 1 или даже 3) беловатых, иногда слабо испещренных бурым яйца. Насиживает преимущественно самка в течение примерно 35 дней. Птенцы орла-карлика покидают гнездо в возрасте 45—50 дней. Выводки держатся с родителями до осени. По кормовым повадкам орел-карлик напоминает ястребиного орла. Пищу орла-карлика составляют мелкие млекопитающие — от кроликов и сусликов до мелких грызунов; изредка ящерицы, но главным образом птицы размером от лесных голубей, каменных куропаток и сорок до мелких воробьиных.

ОРЁЛ-КАРЛИК