НЕЯСЫТЬ БОРОДАТАЯ
(Strix nebulosa)

Птицы / Совы / Совы нормальные / НЕЯСЫТЬ БОРОДАТАЯ
Aves / Strigiformes / Strigidae / Strix nebulosa

НЕЯСЫТЬ БОРОДАТАЯ (Strix nebulosa) самый крупный вид из встречающихся в России неясытей (и самая большая неясыть вообще). Это длиннохвостая и длиннокрылая птица, общая длина ее 63—66 см, размах крыльев 130—140 см, длина крыла 41—48 см, вес 700—1200 г. Самки, как обычно у сов, крупнее самцов. Спинная сторона взрослых самок и самцов серовато-бурая с густым продольным и поперечным рисунком, охристо-беловатым и темно-бурым; правильный светлый и темный поперечный рисунок на темени, затылке, задней стороне шеи; маховые темно-бурые с охристым поперечным рисунком в основной части пера; рулевые темно-бурые с неправильным светлым поперечным рисунком; лицевой диск сероватый с черными концентрическими полосками и черным пятном у глаза; по горлу идет черная продольная полоса. Брюшная сторона беловатая с бледно-бурым продольным рисунком и мелкими буроватыми крапинками. Радужина ярко-желтая, клюв желтый, когти бурые. Птица северных хвойных лесов восточного и западного полушарий. В Северной Америке распространена от средних частей Аляски, Маккензи, Квебека, на юг до севера Британской Колумбии, провинций Альберта и Манитоба, Онтарио, гор Сьерра-Невада, штата Айдахо, запада штата Монтана и Калифорнии, в Европе— на севере Скандинавии. В бывшем СССР распространена от северной окраины тайги, на юг до Литвы, Белоруссии, Ярославской области, на Среднем Урале; в Сибири на юг до Тюмени, Тары, Алтая, Забайкалья, Приамурья, Сахалина. В Азии встречается в горах северных частей Монголии. Оседлая и кочующая птица, кочевки связаны с неблагоприятными кормовыми условиями. Бородатая неясыть использует старые гнезда других птиц, быть может, строит и собственное гнездо, чаще на вершинах сломанных деревьев, высоко от земли. Кладка отмечается в середине апреля — начале мая. Число яиц в кладке 3—5, чаще 4, иногда и одно, что зависит от «урожая» основных кормов. Поэтому бывают годы, когда бородатые неясыти и вовсе не приступают к размножению. Насиживает, по-видимому, только самка, насиживание начинается после откладки первого яйца. Срок насиживания около месяца. Перелетывать птенцы начинают в возрасте около 35 дней. Выводки держатся вместе с родителями всю осень. Пищу бородатой неясыти составляют грызуны (в Скандинавии в особенности лемминги), мелкие хищные млекопитающие, птицы средней величины (для Восточной Сибири указываются рябчики и кукши). Охотится бородатая неясыть в гнездовое время в светлые часы суток.

НЕЯСЫТЬ БОРОДАТАЯ