МУРАВЕЙ ЛЕСНОЙ
(Formica rufa)

Насекомые / Перепончатокрылые / Муравьи / МУРАВЕЙ ЛЕСНОЙ
Insecta / Hymenoptera / Formicidae / Formica rufa

МУРАВЕЙ ЛЕСНОЙ (Formica rufa) Когда говорят о муравьях, всегда в первую очередь представляют этих муравьев их большие муравейники и сосновые боры, пропитанные запахом смолы. Без муравьиных куч, построенных из хвои, веточек и сухой травы, трудно представить себе настоящий лес, и не только если принимать во внимание лишь эстетическую сторону. Ведь муравьи в лесах одни из самых полезных насекомых, Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых, обгрызающих хвою и листья деревьев,— пилильщиков, совок, пядениц. Семья из одного муравейника средних размеров защищает лес на площади четверть гектара, а из крупных муравейников, которые иногда достигают в высоту двух метров,— на площади больше гектара. Для защиты лесов, где муравьев раньше не было, их переселяют туда искусственным путем. Гнездовые купола рыжих лесных муравьев — это чудо строительной техники среди насекомых. Поистине удивительна система регуляции температуры, о которой уже говорилось выше. В куполах поддерживается также и постоянная влажность. Форма и размер купола обусловливают определенный режим температуры в гнезде и поэтому не изменяются длительное время, однако гнездовой материал все время циркулирует: муравьи поднимают наверх хвою и веточки из глубины гнезда. Поэтому в здоровом гнезде никогда не бывает плесени, но стоит муравьям покинуть его, как весь купол прорастает гифами грибов.

МУРАВЕЙ ЛЕСНОЙ