МАРТЫШКА ГУСАР
(Erythrocebus patas)

Млекопитающие / Приматы / Мартышкообразные / МАРТЫШКА ГУСАР
Mammalia / Primates / Cercopithecidea / Erythrocebus patas

МАРТЫШКА ГУСАР (Erythrocebus patas) с четырьмя локальными подвидами, относится к роду красных мартышек гусаров (Егуthrocebus). Гусары наземные обезьяны сухих травянистых и полупустынных зон Африки, расположенных к югу от Сахары и к северу от тропических дождевых лесов. Гусары - крупные обезьяны (масса тела 7 -13 кг), самки почти в 2 раза легче самцов. У гусаров удлиненная, как у макаков, морда, с сильными клыками. Тело стройное, как у мартышек, с длинными конечностями; хвост почти такой же длины, как голова и туловище (60-75 см). Шерсть у молодых мягкая, шелковистая, с возрастом становится грубой, лохматой. Цвет ее на верхней стороне красновато-рыжий, на нижних частях тела - розовато-беловатый. Щечные пучки волос всегда хорошо развиты, по окраске желтоватые. Над глазами - темная полоса, которая расширяется к ушам. Усы развиты у обоих полов, у взрослых они белые, а у молодых черные. Нос выступает. У обыкновенного гусара, или патаса (Е. patas patas), из западных областей Африки нос покрыт черной шерстью; у белоносого гусара, или нисны (Е. patas pyrronotus), из Судана на носу белые волосы. Кисть и стопа гусаров удлиненные, но пальцы короткие, особенно большие пальцы. Будучи наземными животными, гусары хорошо приспособлены к беганию на четырех конечностях. Но они также могут карабкаться по скалам или на изолированных деревьях, расположенных в местах их обитания. Гусаров можно видеть и на двух ногах в период тревоги, когда они пугливо выглядывают из высокой густой травы либо несут в передних конечностях пищу. Хвост часто при стоянии используется как третья нога, на которую гусары опираются. Гусары встречаются небольшими группами, состоящими из взрослого самца, нескольких самок и детенышей разных поколений. Самец всегда находится во главе стада и несет сторожевые функции. Иногда самцы отдаляются от группы, и тогда одна из самок "ведет" стадо, но постоянно находится в визуальном контакте с самцом. Интересной особенностью гусаров является обыкновение при сильном возбуждении прыгать с места на место. Гусары довольно робкие и пугливые животные. Они очень молчаливы, а для сообщения используют лишь 4-5 звуков. Самки обыскивают друг друга или детенышей. Гусары обычно спят на деревьях, но постоянных мест для сна не имеют. В дневное время в поисках пищи стадо часто рассеивается, но так, что всегда видят друг друга. Пища гусаров разнообразна - трава, плоды деревьев, семена, насекомые, ящерицы, птицы и их яйца, мед. В зоопарках живут долго и размножаются.

МАРТЫШКА ГУСАР