МОГЕРА БОЛЬШАЯ
  • МОГЕРА БОЛЬШАЯ
    (Mogera robusta)

Млекопитающие / Насекомоядные / Кротовые / МОГЕРА БОЛЬШАЯ
    Mammalia / Insectivora / Talpidae / Mogera robusta

МОГЕРА БОЛЬШАЯ (Mogera robusta) самая крупная из рода могер и всего семейства кротовых. Длина тела ее 16— 20 см, масса до 300 г. Как у всех могер, зубов — 42 (нет нижних клыков). Окраска меха у молодых свинцово-серая, у взрослых — коричневато-черная. Живет большая могера в широколиственных лесах востока России, Корейского полуострова и Северо-Восточного Китая. Первые сведения по биологии большой могеры были опубликованы в 1939, а детальное изучение проведено в 60-х годах 20 века. Обитая преимущественно в долинных широколиственных лесах с рыхлой почвой, мощным гумусовым горизонтом и обильной лесной подстилкой из опадающей листвы, большая могера прокладывает преимущественно приповерхностные ходы, расположенные на глубине около 5 - 10 см. Потолок хода такой толщины могера несколько приподнимает в виде заметного валика, частично рыхлую землю она поджимает (втрамбовывает) в стенки и потолок хода. Просвет хода имеет форму горизонтально расположенного эллипса, высота которого 5—6 см, а ширина — 7—9 см. Основную пищу могеры составляют дождевые черви, а осенью до 45,5% приходится на долю насекомых: личинок пластинчатоусых жуков, щелкунов, двукрылых, а также гусениц бабочек. Охотно поедаются многоножки. Кормится могера многократно и в любое время суток. По наблюдениям, активный розыск пищи продолжается 50—70 минут, после чего могера на 40—60 минут засыпает независимо от степени насыщения. В условиях неволи за сутки могера съедает корм, масса которого составляет до 80— 100% массы самого зверька. По биологии размножения большая могера отличается от европейского и алтайского кротов. Первый гон бывает с конца марта до конца апреля. В некоторые годы весеннего спаривания не бывает. В весеннем приплоде бывает от 2 до 10 детенышей. Весенний период молочного кормления продолжается около месяца. За 2—4 дня до окончания лактации, т. е. примерно через 26—28 дней после весенних родов, около двух третей самок спаривается вторично, и с первых чисел июля встречаются самки, родившие второй раз. Самки, родившие весной 9 или 10 детенышей, летом не размножаются. Среднее число детенышей в летнем выводке около 7. В возрасте около 30 дней молодые могеры становятся уже самостоятельными и уходят из материнского гнезда. Молодняк месячного возраста по длине тела не уступает взрослым самкам, и масса их бывает уже значительной — от 110 до 190 г. Через 5—15 дней после выхода из гнезда начинается первая линька, при которой серые волосы сменяются на более темные, коричневато-черные. Кожа большой могеры толще и прочнее, а площадь шкурки в 2—2,5 раза больше, чем у обыкновенного крота. Как пушно-меховое сырье она значительно ценнее обыкновенного крота, но ареал могеры небольшой, добывать ее труднее, чем европейских кротов, и промысел ее не развит.

МОГЕРА БОЛЬШАЯ