МОТЫЛЁК ЛУГОВОЙ
(Pyrausta sticticalis)

Насекомые / Бабочки / Огнёвки / МОТЫЛЁК ЛУГОВОЙ
Insecta / Lepidoptera / Pyralididae / Pyrausta sticticalis

МОТЫЛЁК ЛУГОВОЙ (Pyrausta sticticalis) Это небольшая бабочка, достигающая в размахе 2—2,5 см; передние крылья серовато-коричневые с темно-бурыми пятнами и желтоватой полосой вдоль наружного края; задние крылья серые. Зеленовато-серые гусеницы лугового мотылька многоядны и очень прожорливы. Установлено, что они могут питаться растениями, относящимися к 35 семействам. Особенно сильно они вредят сахарной свекле, конопле, всем бобовым растениям, подсолнечнику и кукурузе. Зимуют взрослые гусеницы, находящиеся в почве внутри продолговатых, сплетенных из шелковинок коконов. В этих же коконах происходит и окукливание. Когда устанавливается теплая погода со средней температурой воздуха 15°С, начинается вылет бабочек; оптимальной температурой для их массового появления считается 20—25°С. В вечерние часы наблюдается взлет бабочек вверх с потоками теплого воздуха от нагретой за день почвы. Взлетевшие вверх стаи бабочек могут пассивно переноситься воздушными течениями на большие расстояния. Самки откладывают яйца кучками по 2—20 штук на листья невысоких сорных и культурных растений или на растительные остатки, находящиеся на поверхности почвы. Гусеницы развиваются в течение 14—30 дней; сначала они находятся на листьях под легким сплетением из шелковинок, затем начинают питаться открыто, скелетируя и объедая листья, а иногда и стебли. В годы массового размножения лугового мотылька, когда борьба с ним не была еще достаточно эффективна, гусеницы встречались иногда в таких количествах, что при движении, скопляясь на полотне железной дороги, вызывали остановку поездов. Вредность лугового мотылька усугубляется тем, что в южных районах он может давать до трех (юг Украины, Крым) и даже четырех (Закавказье) поколений в год.

МОТЫЛЁК ЛУГОВОЙ