МЕДВЕДКА
(Gryllotalpa gryllotalpa)

Насекомые / Прямокрылые / Медведки / МЕДВЕДКА
Insecta / Orthoptera / Gryllotalpidae / Gryllotalpa gryllotalpa

МЕДВЕДКА (Gryllotalpa gryllotalpa) Ее крупное тело, длиной 3,5—5 см, сверху темно-бурого цвета, а снизу буро-желтое, кажется шелковистым благодаря густому покрову из мелких золотистых волосков; крылья развиты нормально и в спокойном состоянии выступают из-под укороченных надкрылий в виде загнутых книзу жгутов. В естественных условиях медведка селится обычно в поймах рек, где почва всегда достаточно увлажнена. Однако ее часто можно находить на огородах и в садах, и тут она приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений, в том числе кукурузы, картофеля, огурцов, а в Средней Азии — хлопка и риса. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет. Самцы стрекочут в темноте, хотя могут издавать звуки и днем, находясь под землей, но эти звуки значительно более короткие и слабые по сравнению с длинными и резкими ночными призывными трелями. Характерно, что стрекотать могут и самки. Пища у медведок смешанная, при содержании в неволе они охотно питаются как подземными органами растений, так и животными, например дождевыми червями, личинками божьих коровок и стрекозами. В период размножения медведки устраивают сложную систему ходов, расположенных вблизи корневой системы диких и культурных растений. На образующихся в результате этой деятельности плешинах на глубине 5—10 см от поверхности медведка в середине лета устраивает крупные маточные камеры, имеющие вид шарообразного гнезда, диаметром 5—10 см. В середине лета в таком гнезде можно найти до 600 яиц или вылупившихся из них молодых медведок. В Европейской части РОССИИ медведка распространена почти по всей территории, доходя на севере до Ленинградской области. Поэтому длительность постэмбрионального развития у нее неодинакова в разных районах. На юге она, по-видимому, развивается в течение года, тогда как на севере развитие затягивается до 2—2 ½ лет. За это время может происходить до 8—9 линек. Личинки младших возрастов очень юрки и хорошо прыгают. В летний период медведки роют свои ходы неглубоко под землей, но на зиму как личинки, так и взрослые копают длинные ходы, расположенные под углом 45—60° к поверхности, и уходят на большую глубину — до 25 (личинки) и даже до 60 см (взрослые). Интересна еще одна биологическая особенность медведки: так как пойменные луга, где она обычно обитает, весной заливаются водой, насекомое хорошо приспособилось к плаванию, и может свободно переплывать залитые водой пространства.

МЕДВЕДКА