МУХОЛОВКА СИНЯЯ
(Muscicapa cyanomelana)

Птицы / Воробьиные / Мухоловковые / МУХОЛОВКА СИНЯЯ
Aves / Passeriformes / Muscicapidae / Muscicapa cyanomelana

МУХОЛОВКА СИНЯЯ (Muscicapa cyanomelana) размером с воробья. У самцов верхняя часть спины, малые и средние кроющие крыла кобальтово-синие, остальная часть спинной стороны сине-голубая. Верхняя часть брюшной стороны, включая грудь, черная. Бока серые, брюхо и подхвостье белые. Большие кроющие крыла и маховые бурые с синими наружными опахалами. Хвост голубой с белыми основаниями рулевых перьев. У самок верхняя сторона бурая, с коричневым оттенком на голове и оливковым на спине. Поясница, хвост и подхвостье рыжеватые. Горло охристо-буроватое, верхняя часть груди и бока бурые, нижняя часть груди, брюхо и подхвостье белые. Синяя мухоловка гнездится в лесах по берегам рек, населяя восточные провинции Китая, Уссурийский край, Японию и Корейский полуостров. На местах гнездования появляется в начале мая. Через 2—3 дня после прилета самцы начинают петь. Поют они рано утром и вечером, очень редко днем; при этом птицы сидят на вершине дерева или перелетают с ветки на ветку. Синяя мухоловка — один из лучших певцов тех мест, где она гнездится, и лучший певец из семейства мухоловковых. Самки синей мухоловки тоже поют, но песня их значительно уступает по силе, красоте и богатству звуков песне самца. Для гнездования эта мухоловка выбирает непролазные кустарники, перевитые лианами. Чашеобразное гнездо устраивает на деревьях открыто, невысоко над землей. Нередко она гнездится и в неглубоких дуплах, так что гнездо всегда видно снаружи. Иногда гнездо помещается в углублениях скал. В конце мая попадаются уже готовые гнезда. В начале июня птицы откладывают 4—5 белых яиц. В июле можно встретить летных молодых, которых еще докармливают родители. Зимует этот вид на Филиппинских островах, острове Калимантан и в Индокитае. Синие мухоловки питаются преимущественно насекомыми, которых ловят на лету и собирают с ветвей и листьев деревьев и кустарников, а также на земле.

МУХОЛОВКА СИНЯЯ