МЕДОУКАЗЧИК БОЛЬШОЙ

(Indicator indicator)

Птицы / Дятлы / Медоуказчики / МЕДОУКАЗЧИК БОЛЬШОЙ
Aves / Picariae / Indicatoridae / Indicator indicator

МЕДОУКАЗЧИК БОЛЬШОЙ (Indicator indicator) на первый взгляд похож на воробья, но немного больше его и пестрее раскрашен. Телосложение плотное, крылья длинные, хвост короткий. Длина тела медоуказчика 18 см. Спинная сторона, этой птицы серовато-буроватого цвета, брюшная беловато-сероватая. Горло черное, вокруг уха серовато-белое пятно, на каждом плече по светлому пятну. Крылья с многочисленными продольными белыми пестринами. Хвост бурый, но три крайние пары рулевых перьев белые, и только кончики у них бурые. Глаза у медоуказчика карие со свинцового цвета кольцом вокруг. Клюв желтовато-белого цвета, крепкий, но не массивный. Короткие ноги буровато-серого цвета. Распространены большие медоуказчики в Африке к югу от Сахары. Здесь они встречаются в саваннах и степных участках с редкими, отдельно стоящими деревьями, где держатся в густом кустарнике или в травянистых зарослях. Густых тропических лесов и совершенно безлесных территорий в Западной и Южной Африке эти птицы избегают. В период размножения, происходящего в Южной Африке с сентября до января, самцы совершают очень красивый токовый полет: взлетев ввысь, планируя то вверх, то вниз, кружась и постепенно снижаясь, птицы крыльями или хвостом издают характерный шум, что-то вроде «жур-жур... жур-жур...». А сев на высокое дерево неподалеку от самки, самец представляется «Виктор», трескуче выкрикивая около 10 раз в минуту: «Вик-турр... вик-терр... вит-турр...». У африканцев эта птица известна под двумя названиями—кукушка-медоуказчик и пчелиная кукушка. Кукушкой ее называют потому, что она, подобно кукушке, подбрасывает свои белые блестящие яйца в гнезда других птиц - пестрого скворца, удода, бородаток и некоторых других дятлов, желтозобых воробьев, ласточек, пегих зимородков, чеканов, сорокопутов, иволг. Самка медоуказчика подбрасывает в каждое гнездо по одному яйцу, предварительно выбросив одно или несколько яиц хозяев гнезда; реже выбрасываются все яйца птицы-хозяина. Подобно кукушатам, вылупившийся из яйца птенец медоуказчика иногда выбрасывает из гнезда своих «сводных» братьев, но нередко этого не случается, и тогда молодой медоуказчик растет вместе с птенцами птицы-хозяина. Питаются медоуказчики главным образом насекомыми, иногда едят воск. В большинстве случаев медоуказчики приводят людей и животных к диким пчелиным роям, так как дикие пчелы в большом количестве живут в местах обитания этих птиц. Иной раз медоуказчик приводит людей и к ульям домашних пчел.

МЕДОУКАЗЧИК БОЛЬШОЙ