МОГИЛЬНИК
(Aquila heliaca)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / МОГИЛЬНИК
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Aquila heliaca

МОГИЛЬНИК (Aquila heliaca) меньше беркута и с более слабыми лапами и когтями. Общая длина могильника 72—84 см, длина крыла 54—65 см, вес около 3 кг. Самки могильника крупнее самцов. Оба пола окрашены одинаково. Взрослые птицы общей темно-бурой окраски; голова охристая или беловатая, с черной шапочкой на темени; плечевые, все или некоторые, белые; первостепенные маховые черно-бурые с серым поперечным рисунком на основаниях; рулевые темно-серые с поперечным темно-бурым рисунком и черновато-бурой вершинной полосой. Радужина желтая или светло-бурая, клюв черноватый, когти черные, восковица и ноги желтые. Молодые птицы могильника в первом годовом наряде бледно-бурые с охристыми пятнами на кроющих крыла и с охристыми предельными полосами на брюшной стороне; рулевые темно-бурые со слабо выраженным светлым поперечным рисунком; радужина сероватая. Промежуточные наряды характеризуются меньшим развитием светлых пестрин. Могильник распространен в Европе, Северо-Западной Африке и Азии. В Европе могильник гнездится на юге Испании, севере Греции, в Болгарии, Югославии, Венгрии, Румынии, в восточных частях Словакии; в Азии — в Передней Азии, на северо-западе Пакистана и в Северной Монголии. Могильник населяет лесостепи, участки древесной растительности в степи, полупустыни и местами даже пустыни (Средняя Азия). Встречается могильник на равнинах и в нижнем поясе гор. Гнезда могильника расположены на деревьях, редко по обрывам. Кладка из 2, реже 3 белых яиц. Откладывание яиц происходит в разные числа апреля. Насиживают оба родителя примерно 43 дня. В двухмесячном возрасте или немного позднее птенцы вылетают из гнезда. Главная пища могильника — мелкие млекопитающие, в особенности суслики, иногда он нападает на зайцев, не пренебрегает и мышевидными грызунами (полевки и т. д.). Кроме того, могильник кормится птицами, особенно молодыми, ест также падаль.

МОГИЛЬНИК