ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ
(Cygnus bewickii)

Птицы / Гусеобразные / Утиные / ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ
Aves / Anseres / Anatidae / Cygnus bewickii

ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ (Cygnus bewickii) или тундровый похож на кликуна, но отличается несколько более звонким голосом и заметно меньшими размерами; весит он примерно 5-6 кг. Малый лебедь распространен по тундре Европы и Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на востоке, заходя в область лесотундры и на западные острова Северного Ледовитого океана. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки тундры с разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками. В большинстве районов гнездовой области этот вид более или менее обыкновенен, но там, где на него интенсивно охотятся, стал редким. Весной прилетает в тундру рано, в мае - начале июня, когда начинает таять снег и на реках появляются промоины. Как и другие лебеди, на местах гнездовий появляется парами. Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит, перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук, и звонко кричит. Через некоторое время пара перелетает на другое место и весь этот ритуал самец проделывает снова. Сразу после прилета самка начинает строить гнездо, выбирая для этого небольшое сухое возвышение. Лоток обычно выстилается только пухом и иногда перьями.* Кладка из 1-5, чаще 2-3 яиц, вначале белых, но вскоре покрывающихся желто-бурыми пятнами. Насиживание продолжается 29- 30 дней. В июле появляются птенцы, после чего лебеди переселяются на воду и вместе с выводком держатся по озерам. В возрасте 40-45 дней молодые становятся летными, что служит показателем большей скороспелости тундрового лебедя, чем других видов лебедей. В начале сентября повсеместно в Арктике встречаются только летные выводки. Более быстро, чем у других лебедей, происходит смена маховых перьев при линьке. Как только маховые отрастут, взрослые лебеди вместе с молодыми покидают гнездовые места и пускаются в миграционный путь к южным зимовкам. В тундре малый лебедь проводит в общей сложности 120-130 дней. Питается малый лебедь преимущественно растительной пищей, добывая ее не только в воде, но и на суше. Трава около гнезда обычно бывает полностью выщипана. Охотнее других лебедей поедает мелкую рыбешку. Описываемый вид часто добывается на охоте и имеет большое промысловое значение.

ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ