ЛАСТОЧКА БЕРЕГОВАЯ
(Riparia riparia)

Птицы / Воробьиные / Ласточковые / ЛАСТОЧКА БЕРЕГОВАЯ
Aves / Passeriformes / Hirundinidae / Riparia riparia

ЛАСТОЧКА БЕРЕГОВАЯ (Riparia riparia) по форме тела мало чем отличается от других ласточек. Спинная сторона и у самца и у самки бурая, брюшная грязновато-белая, с широкой серовато-бурой поперечной полосой на зобе и груди. По размерам она меньше других ласточек: ее длина обычно не достигает 140 мм, масса менее 14 г. Гнездится береговая ласточка в Северной Америке, Европе и Азии, избегая лишь крайнего севера этих материков, а также Аравийского полуострова, Индостана и Индокитая. В Африке ^ее гнездовья есть только в Марокко, северных районах Алжира и в Тунисе, а также в долине Нила. Зимуют береговушки в Экваториальной и Южной Африке, на территории Пакистана и Индии, а также в Южном Китае и Индокитае, в тропиках Южной Америки на территории Бразилии, Перу, Боливии. Держится береговая ласточка по обрывистым берегам различных водоемов, преимущественно рек. Здесь в вертикальных обрывах, в местах с достаточно мягким грунтом, обе птицы пары, попеременно сменяясь, когтями роют нору для будущего гнезда. Натыкаясь на твердый грунт, птички бросают начатую нору и принимаются за постройку новой. Готовая нора имеет входное отверстие диаметром 5—9 см, глубину чаще около 50 см, но в отдельных случаях и до 1,5 м. Нора расположена горизонтально и заканчивается небольшим расширением — пещеркой, на дне которой и помещается собственно гнездо, сложенное из сухих травинок, с лотком, выстланным мягкими, часто довольно крупными перьями и пухом различных водоплавающих птиц. Кладка, бывающая у этого вида ласточек раз в году, состоит чаще из 4-белых яиц. Насиживание, осуществляемое попеременно и самкой и самцом, продолжается в среднем 13 — 15 дней; около 3 недель вылупившиеся птенцы находятся в гнездах, где их кормят родители. Гнездятся береговушки колониями; нередко встречаются поселения в сотни и тысячи пар . Охотятся береговушки все вместе, держась рассеянной стаей, которая носится взад и вперед над водоемами, болотами или лугами. В остальном биология береговой ласточки (как и состав потребляемых кормов) чрезвычайно сходна с образом жизни касатки и воронка.

ЛАСТОЧКА БЕРЕГОВАЯ