ЛУНЬ ПЕГИЙ
(Circus melanoleucus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / ЛУНЬ ПЕГИЙ
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Circus melanoleucus

ЛУНЬ ПЕГИЙ (Circus melanoleucus) по размерам близок к степному: общая длина 41,5-46 см, размах крыльев 105-115 см, длина крыла 34,5-37,5 см. Самки пегого луня, как обычно, крупнее самцов. Как и у других луней, окраска пегого луня претерпевает более или менее сложные возрастные изменения. У взрослых самцов пегого луня (двухлетних и старше) голова, спина, средние кроющие крыла, первостепенные маховые черные; большие кроющие крыла, второстепенные маховые и рулевые серые; малые кроющие крыла, большие кроющие плеча, надхвостье белые. Брюшная сторона белая, горло и грудь черные. У взрослых самок пегого луня перья на спинной стороне темно-бурые со светлыми каемками; малые кроющие крыла и надхвостье белые, на надхвостье продольные рыжеватые отметины; маховые темно-бурые со светлым поперечным рисунком у основания; рулевые серовато-бурые с темно-бурыми поперечными полосами; брюшная сторона беловатая с бурыми продольными отметинами. Молодые птицы в первом годовом наряде окрашены сходно у обоих полов: спинная сторона у них темно-бурая с ржавчато-охристыми каймами перьев, с рыжеватым теменем и темно-бурыми пестринами на затылке; надхвостье охристо-рыжеватое с бурыми продольными отметинами; маховые черновато-бурые с рыжеватым поперечным рисунком на внутренних опахалах; средние рулевые темно-бурые, остальные рыжевато-бурые с черновато-бурым поперечнополосатым рисунком; брюшная сторона буровато-рыжая. Радужина у взрослых птиц желтая, у молодых бурая. Клюв и когти пегого луня черные, восковица и лапы желтые. Пегий лунь гнездится в Восточной Азии: в Северном Китае и прилежащих частях Монголии, в России от Забайкалья до Приамурья. Пегий лунь перелетная птица, населяющая культурный ландшафт, луга, болота; предпочтение отдается влажным местам. Зимует в Южной и Юго-Восточной Азии. В начале мая у пегого луня наблюдается брачный полет, в середине мая пегие луни уже имеют гнезда, устраиваемые обычно среди густой травы или кустарников. В кладке 4-5 яиц, белых или бело-зеленоватых, иногда слегка испещренных крапинками. Насиживает главным образом самка. Птенцы пегого луня вылупляются в июне, срок насиживания, как и у других луней, около одного месяца. Слетки встречаются в первой половине августа. Корм пегий лунь, как и другие луни, берет с земли. В отношении кормового режима пегий лунь сходен с другими лунями: ловит мелких грызунов, иногда насекомоядных, лягушек, мелких птиц (в особенности птенцов), крупных насекомых.

ЛУНЬ ПЕГИЙ