КОНЮГА АМЕРИКАНСКАЯ
(Ptychoramphus aleuticus)

Птицы / Ржанкообразные / Чистики / КОНЮГА АМЕРИКАНСКАЯ
Aves / Charadriiformes / Alcidae / Ptychoramphus aleuticus

КОНЮГА АМЕРИКАНСКАЯ (Ptychoramphus aleuticus) или алеутский пыжик - самая «скромная» среди конюг. У нее нет никаких украшающих пучков перьев на голове. Клюв черный с голубовато-белым пятном у основании подклювья. Верхняя сторона тела черная с серебристо-голубым «налетом» и только над глазом белое пятно в форме полумесяца. Окраска на брюшной стороне постепенно переходит от серой на груди к грязно-белому брюшку, а затем чисто-белому подхвостью. Ноги, как и у других конюг, светло-голубые. На суше, как и многие чистиковые, передвигается, опираясь на цевку. Американские конюги несколько меньше больших конюг, но больше малых. Ее вес составляет 130-200 г, самцы несколько тяжелее самок. Американская конюга населяет только побережье и острова Северной Америки от Калифорнийского п-ова до западных Алеутских островов. Колониальна. Предпочитает гнездиться в норах, а не в пустотах скалах. На островах, покрытых лесом гнездятся преимущественно по опушке леса и лишь изредка гнездятся в подлеске, роя норы в голой почве, либо покрытой мхом, либо травянистой растительностью. На суше, на поверхности колонии, в дневное время не встречается. Сюда птицы прилетают только с наступлением темноты, а покидают ее перед рассветом. В колонии криклива; птицы могут кричать, как, сидя на поверхности почвы, так и в норах. Весной в северных частях ареала американские конюги прилетают в колонии в середине апреля, на юге, где они оседлы, колонии посещаются практически круглый год. Кладка состоит из одного яйца, скорлупа которого белого цвета; размеры - 46х33,5 мм при массе около 25 г. Единственная не только из конюг, то из всех чистиковых, которая после слета птенца откладывает вторую кладку, однако так поступает только около 12% популяции и только на самом крайнем юге ареала – на о-вах Фараллон. Яйцо насиживают оба родителя 37-57, а в среднем около 39 дней. Птенец вылупляется покрытый густым пухом темно-серого цвета на спине и светло-серого на брюхе. Родители постоянно обогревают в течение первой недели, а затем птенец днем остается в норе один. Птенец выкармливается планктоном, который, как и у всех конюг, приносится ему взрослыми птицами в шейном мешке. Развитие происходит дольше, чем у других конюг. Он слетает в возрасте 41-50 дней. У взрослых птиц линька контурного оперения начинается до линьки первостепенных маховых. На юге ареала у большинства птиц в июле-августе, меняет контурное оперение, а с конца июня, начинается смена внутренних первостепенных маховых. В начале периода смены первостепенных маховых птицы способны летать, позднее, в конце сентября – октябре, птицы из-за линьки маховых не способны летать. Американские конюги с северных колоний на зиму откочевывают на юг, птицы с южных колоний – оседлы.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL