КОМАР МАЛЯРИЙНЫЙ
(Anopheles maculipennis)

Насекомые / Мухи и комары / Комары / КОМАР МАЛЯРИЙНЫЙ
Insecta / Diptera / Culicidae / Anopheles maculipennis

КОМАР МАЛЯРИЙНЫЙ (Anopheles maculipennis) его яйца плавают поодиночке на поверхности воды. Через 2—3 суток из яиц появляются личинки, все дальнейшее развитие которых проходит у поверхности водоема. Большую часть времени личинки проводят в горизонтальном положении, прикрепившись к поверхностной пленке несмачивающимися плечевыми лопастями, группами особых волосков на брюшных сегментах и стигмальной пластинкой; у поверхности они удерживаются силами поверхностного натяжения. В этом положении личинки питаются постоянно имеющимися в стоячей воде органическими остатками или мелкими водными организмами. Воздух, необходимый для дыхания, поступает в трахейную систему через выведенные на поверхность стигмальные отверстия. Дополнительным способом дыхания является газообмен через кожные покровы и жабры, две пары которых окружают анальное отверстие. Пища активно добывается личинкой. Ее верхняя губа снабжена щетками, основное назначение которых — направлять ток воды с пищевыми частицами ко рту, где пища улавливается фильтром из волосков ротового аппарата. Кроме этого способа питания, личинки способны соскребать пищу с погруженных в воду растений и других предметов. Потревоженные личинки быстро ныряют, производя резкие движения концом брюшка. После остановки на дне или в толще воды личинки начинают подниматься к поверхности хвостом вперед, делая те же движения. Примерно за месяц личинка трижды линяет и увеличивается в длину более чем в 8 раз. Взрослые личинки превращаются в характерных горбатых куколок, которые также держатся у поверхности воды и дышат через пару дыхательных трубочек, расположенных на спинной стороне головогруди. При опасности, однако, куколки быстро ныряют, взмахивая несколько раз концом брюшка, а затем пассивно вновь поднимаются к поверхности. Шкурка зрелой куколки лопается на спине, и через разрыв появляется сначала голова с антеннами, а затем грудь комара, освобождаются крылья и конечности, и комар, окрепнув, перелетает в прибрежную растительность.</p> Вечером можно наблюдать роение комаров: многие десятки самцов толкутся в воздухе, образуя своеобразное «поющее» облако, самки же одна за другой влетают в рой и тут же покидают его, увлекая одного из самцов. У оплодотворенных самок пробуждается инстинкт кровососания. Голодная самка способна на расстоянии до 3 км определить местонахождение крупных скоплений теплокровных животных и человека и быстро преодолеть это расстояние. За один акт сосания самка поглощает количество крови, превышающее первоначальный вес ее тела. В процессе переваривания этой крови за счет поступающих питательных веществ в яичниках самки образуется первая порция в 150—200 яиц. Самка становится вновь агрессивной только после того, как она отложит эти яйца в ближайший водоем. С этого времени, если первый раз самка напилась крови человека, больного малярией, она становится опасной, так как ее слюна теперь кишит спорозоитами — начальной стадией развития малярийного плазмодия. Повторно насосавшись крови, самка опять теряет интерес к пище до созревания и откладки следующей порции яиц. Живет самка летом около 2 месяцев. К осени появляются самки, предпочитающие питаться нектаром. Яичники их при этом не развиваются, зато в теле накапливаются резервные жировые вещества. Эти самки забираются в прохладные и пустые убежища, пещеры, дупла, норы, подвалы, где и зимуют. Цикл развития других видов кровососущих комаров весьма сходен.

КОМАР МАЛЯРИЙНЫЙ