КОЗА СНЕЖНАЯ
(Oreamnos americanus)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / КОЗА СНЕЖНАЯ
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Oreamnos americanus

КОЗА СНЕЖНАЯ (Oreamnos americanus) производит впечатление массивного плотного животного. Длина тела 150—175 см, высота — 90—105 см, масса — 80—135 кг. Характерна прогнутая линия спины из-за поднятой за счет гривы холки и мощного крупа. Голова длинная, глаза маленькие, расположенные близко под рогами. Рога небольшие, слегка изогнутые назад. Зимой рога и копыта черные, летом — серые. Шерсть белая, длинная, очень густая; особенно длинная шерсть на затылке, холке, крестце и верхней половине ног. Подшерсток («пух») очень тонкий и легкий. В прошлом, когда снежных коз было много, индейцы собирали лин-ную шерсть со скал и пряли из нее пряжу, которая очень ценилась. Снежные козы населяют только Скалистые горы Северной Америки. В настоящее время они сохранились почти исключительно в заповедниках США, где живет всего 1200 голов, и Канады, где насчитывается около 2000 голов. Акклиматизированы на островах Баранова и Кадьяк у Аляски. Большую часть времени года снежные козы живут выше верхней границы леса, ведут оседлый образ жизни и нередко месяцами держатся на одном и том же месте. Как исключение на короткий период, обычно в начале лета, спускаются в лес к солонцам. Обладая невероятной способностью к скалолазанию, снежные козы ходят по совершенно отвесным скалам с едва заметными уступами и карнизами; кажется совершенно непонятным, как такие крупные животные могут там удержаться. Движутся они медленно, лениво и очень редко прыгают. При этом если прыгают, то обычно вниз, иногда на 6— 7 м, на едва заметный, нередко обледенелый уступ. В случае слишком малой площади уступа, на который прыгнула коза, она не пытается задержаться на нем, а лишь отталкивается от него и прыгает на следующий, иногда поворачиваясь в воздухе чуть ли не на 180°. При опасности снежная коза не бросается вскачь, как другие горные козлы, а также медленно уходит, и за ней можно долгое время идти, не упуская из поля зрения. Вероятно, нет другого животного столь совершенно приспособленного к жизни в скалах. Не случайно из верхнего пояса Скалистых гор зимой уходят все животные, кроме снежных коз. Они почти не имеют врагов, только пумы летом изредка решаются нападать на коз, но и от пумы они с успехом защищаются острыми рогами, сбрасывая хищника с карниза. Лишь при переходах в долины к солонцам бывают случаи нападения на снежных коз гризли, черных медведей и волков. На козлят нападают белоголовые орланы. Держатся поодиночке или маленькими группами, большую часть времени отдельно самцы и самки с козлятами. Во время гона, который бывает в ноябре, самец отыскивает группу самок и присоединяется к ней. Иногда в небольшом стаде самок бывают два самца, держащихся на некотором расстоянии друг от друга. В это время обычно белоснежная шерсть самцов имеет грязные пятна на брюхе и бедрах. Это происходит потому, что возбужденные самцы садятся по-собачьи на задние ноги и, копая передними «гонные ямки», забрасывают грязью брюхо и бока. Секретом желез, расположенных, как и у серн, сзади рогов, козлы маркируют камни и скалы. У снежных коз самка на иерархической лестнице стоит над самцом, и во время гона самец бегает за самкой на полусогнутых ногах и с высунутым языком, в позе, выражающей смирение и подчинение. Затем он обращается к ней с ритуальным «ударом на бегу». Если самец ведет себя не так, как того хочет самка, она бьет его ударами рогов под ребра. При встрече самцов в период гона они встают боком друг к другу, головами в разные стороны, вытягиваются на ногах, выгибают спину и вздыбливают шерсть, демонстрируя свою мощь. Если такая демонстрация не приводит в мирному решению вопроса «кто сильнее?», самцы начинают кружиться вокруг друг друга, сохраняя взаимное положение, и стремятся ударить рогами по задним ногам или боку. Чаще такие драки быстро кончаются бескровно, но иногда козлы все же наносят друг другу тяжелые и даже смертельные раны. Один или два козленка появляются в апреле—июне. Уже через несколько часов они могут ходить по карнизам за самками. Охота на снежных коз полностью запрещена. В прошлом веке на них охотились ради шкур и исключительно тонкой, мягкой и легкой шерсти.

КОЗА СНЕЖНАЯ