КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ
(Pungitius pungitius)

Рыбы костные / Колюшкообразные / Колюшковые / КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ
Osteichthyes / Gasterosteiformes / Gasterosteidae / Pungitius pungitius

КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ (Pungitius pungitius) имеет умеренно удлиненное голое тело с тонким хвостовым стеблем и коротким рылом; только на хвостовом стебле боковые кили покрыты мелкими костными пластинками. Жаберные перепонки соединены и образуют широкую свободную складку поперек межжаберного промежутка. Перед спинным плавником 7—12 небольших шипов, направленных зигзагообразно в разные стороны. Брюшные плавники превращены в шипы. Длина до 9 см, обычно 5—6 см. В брачный период самец становится совершенно черным. Девятииглая колюшка — более северный и более пресноводный вид, чем трехиглая. Широко распространена в бассейне Северного Ледовитого океана, Балтийского и Северного морей; не идет на юг далее Средней Европы и штата Нью-Джерси. В Тихом океане распространена у берегов Аляски до о-ва Кадьяк, в бассейнах Берингова и Охотского морей; южнее встречаются только китайский подвид (P. pungitius sinensis) и сахалинский подвид (P. pungitius tymensis). Живет преимущественно в пресной воде, но попадается и в солоноватых водах лагун и заливов. В бассейне Белого моря нерестится в июне — августе. Как и у других колюшек, несколько самок откладывают икру в одно и то же гнездо. Икрометание у них порционное, плодовитость 350— 960 икринок. Строит гнездо и охраняет развивающуюся икру самец. В отличие от трехиглой колюшки, гнездо он устраивает на стеблях подводных растений, а не на грунте. На Атлантическом побережье Северной Америки эту колюшку называют десяти-иглой.

КОЛЮШКА ДЕВЯТИИГЛАЯ