КОЗЁЛ ВОДЯНОЙ
(Kobus ellipsiprymnus)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / КОЗЁЛ ВОДЯНОЙ
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Kobus ellipsiprymnus

КОЗЁЛ ВОДЯНОЙ (Kobus ellipsiprymnus) крупная, сильная и стройная антилопа. Высота взрослых самцов в холке около 120—130 см, а масса 250-вг. Рога водяного козла тяжелые, широко расставленные, вилообразные, они лишь слегка загибаются вперед и достигают более I м ъ длину. Окраска буровато-серая, на крупе животного белое пятно или кольцо. Белые пятна имеются также на горле и около глаз. Шерсть грубая, густая, на шее короткая грива. Нередко водяных козлов с белым пятном (а не с кольцом) на крупе выделяют в особый вид — К. defassa. Водяной козел обитает по всей Африке южнее Сахары, отсутствуя лишь в тропических лесах Конго и Нигера, на Сомалийском полуострове и на южной оконечности континента. Как и другие представители подсемейства, водяной козел предпочитает заросшие кустарником и отдельными деревьями речные долины, хотя нередко его можно встретить и среди сухой кустарниковой саванны или даже в совершенно безлесной степи, например в кратере Нгоронгоро. Взрослые самцы ведут одиночный образ жизни; самки и молодежь образуют небольшие группы, которые в сухой сезон объединяются в стада. Дальних миграций водяные козлы не совершают и живут довольно оседло. Питаются они травянистой, часто водной растительностью, пасутся в утренние и вечерние часы, регулярно посещают водопои. Водяные козлы хорошо плавают и при тревоге часто спасаются в воде. Старые самцы обладают значительным индивидуальным участком, на котором в период гона стараются удержать стадо самок. Между самцами нередко бывают драки. Перед началом турнира бойцы становятся друг против друга с широко расставленными передними ногами, опустив к земле голову. Во время битвы животные, скрестив рога, упираются лбами и стараются придавить голову противника. Перед спариванием самец, преследуя самку, кладет голову и шею ей на круп. Беременность длится 7—8 месяцев. Массовый отел приурочен к началу дождливого периода. Самка приносит в год одного теленка рыжеватой окраски. Кожные железы водяных козлов выделяют особый секрет, который смачивает шерсть и издает резкий своеобразный запах.

КОЗЁЛ ВОДЯНОЙ