КРЕСТОВКА КАВКАЗСКАЯ
(Pelodytes caucasicus)

Земноводные / Земноводные бесхвостые / Чесночницы / КРЕСТОВКА КАВКАЗСКАЯ
Amphibia / Anura / Pelobatidae / Pelodytes caucasicus

КРЕСТОВКА КАВКАЗСКАЯ (Pelodytes caucasicus) В отличие от чесночниц внутренний пяточный бугор у крестовок округлый, небольшой. Это горная форма, поднимающаяся до 2300 м и выше над уровнем моря. Живет около водоемов и в тенистых местах. Осторожна, малозаметна, деятельна ночью. Самцы кавказской крестовки в брачный период темнее самок. На спине у них редко разбросанные красные пятна, которые иногда находятся в кратерообразных углублениях. На спине, боках, вдоль нижнего края нижней челюсти и на мозолях расположены многочисленные роговые образования в виде заостренных и несколько изогнутых шипиков. Брюшко в нижней его части усеяно черными пятнами, которые тоже представляют роговые образования. Борозды и бугорки на спине покрыты сплошным роговым слоем, поверхность которого неровная и образует местами сильно выступающие утолщения. Все эти роговые образования в конце брачного периода исчезают при линьке, и их можно видеть на сброшенной кожице. После линьки меняется и окраска самца. На спине постепенно вырисовывается контур светлоокрашенного косо лежащего креста, у нижних концов которого появляются два светлых пятна; верхняя часть брюшка принимает мраморную окраску; полосы на задних ногах становятся ярче. Самцы крупнее самок. Свое присутствие в водоеме они обнаруживают, издавая специфические горловые звуки. Самка откладывает икру не только в маленьких водоемах со стоячей водой, но и в речках, выбирая места с меньшим течением. В типичных случаях кладка имеет форму цилиндра и содержит от 20 до 400 икринок. Вдоль кладки, посередине ее, преходит какой-нибудь предмет — прутик или травинка. Период икрометания в районе Боржоми длится со второй половины июня до середины сентября. Головастики, вышедшие из поздних кладок, зимуют. Питаются они водорослями и гниющими частями растений, а в период формирования задних конечностей кормятся трудами животных. Активны как ночью, так и днем.

КРЕСТОВКА КАВКАЗСКАЯ