КАМЕНКА
(Oenanthe oenanthe)

Птицы / Воробьиные / Дроздовые / КАМЕНКА
Aves / Passeriformes / Turdidae / Oenanthe oenanthe

КАМЕНКА (Oenanthe oenanthe) небольшая стройная птичка размером меньше воробья: длина ее тела 150—170 мм, крыла 90—100 мм, вес около 25 г. Хвост короткий, прямой. Окраска неяркая, но в то же время контрастная: темя и спина серые, надхвостье и основание хвоста белые, крылья и конец хвоста черные. Самки окрашены тусклее самцов, молодые землисто-бурые. Гнездится каменка в Северо-Западной Африке, во всей Европе, в Азии (за исключением крайнего севера), на Аляске, на востоке Канады и в южных районах Гренландии. Зимует в тропической Африке, Южной Аравии и в Передней Азии. С мест зимовок каменки начинают отлетать в начале марта, а в начале мая они достигают мест гнездования на большей части ареала. На Аляску эти птицы попадают из Сибири, а в Гренландию летят из Европы через Исландию. Гнездятся по сухим открытым местам: на выгонах и лугах с не очень густой травянистой растительностью, по оврагам, глинистым скатам холмов и обрывам рек, по открытым гарям, по пустошам и т. п. Пара от пары селится довольно далеко. В весеннее время легко заметить самца каменки, совершающего свой токовый полет. С несложной, но приятной песней взлетает он в воздух и, продолжая петь, порхает танцующим полетом, мелькая белыми участками оперения. Затем он планирует вниз, широко распустив хвост и расправив крылья, садится на возвышающийся предмет (пенек, камень) и низко кланяется кому-то, вздергивая при этом хвостик. Гнезда каменка устраивает на земле, в старых норах грызунов, в норах береговых ласточек, в каменоломнях и в трещинах скал, среди камней на земле, а в населенных пунктах под крышами строений, в поленницах дров, в камнях, сложенных у дороги. Каменка гнездится два раза в год. Первая кладка бывает в мае и состоит из 5—6 яиц, вторая — в конце июня. Яйца бледно-голубые с зеленоватым оттенком. Насиживание продолжается обычно 13 дней, а выкармливание в гнезде 13—15 дней. Из гнезда птенцы выбираются еще не умея летать. В конце августа — начале сентября птички объединяются в небольшие стайки (по 20—25 штук) и начинают отлетать к югу. Пролет заканчивается в ноябре. Питаются каменки исключительно мелкими беспозвоночными, среди которых преобладают жуки, двукрылые, бабочки и их гусеницы, перепончатокрылые; осенью поедают ягоды. Корм собирается на земле, реже птичка ловит добычу, взлетая за ней в воздух.

КАМЕНКА