КЛЁСТ-ЕЛОВИК
(Loxia curvirostra)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / КЛЁСТ-ЕЛОВИК
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Loxia curvirostra

КЛЁСТ-ЕЛОВИК (Loxia curvirostra) несколько крупнее снегиря, весит 43—57 г. Замечателен своеобразным строением клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания. Оперение самца ярко-красного цвета, переходящего на плечах в красно-буроватый. Уши, крылья и хвост бурые. У самок красный цвет замещен зелено-серым и желто-серым. Молодые самцы первого года оранжево-желтые. Распространен клест-еловик по хвойным лесам Европы, Азии, Северной Америки и Северо-Западной Африки. Живет в хвойных и смешанных, но преимущественно еловых, реже сосновых и лиственничных лесах, но не в кедровых. В отличие от других наших птиц места гнездования у клестов неустойчивы, они могут из года в год меняться в зависимости от урожая кормов. Во внегнездовое время в поисках кормных мест клесты предпринимают широкие кочевки, задерживаясь в благоприятных местах на более или менее длительное время. В некоторые годы при неурожае кормов совершают массовые вылеты в далекие от гнездовых мест области, появляясь при этом в степях и даже пустынях. Клесты интересны и тем, что время гнездования у них непостоянно: оно бывает не только весной и летом, но при наличии обильной пищи — осенью и даже зимой. Однако чаще всего они приступают к размножению в конце зимы и начале весны, когда лежит глубокий снег, и бывают сильные морозы. Это время совпадает с наибольшим обилием семян ели и сосны. С наступлением периода размножения стайки клестов разбиваются на пары. Образование пар сопровождается током и брачными играми. Самец усаживается на вершину высокой сосны или ели и не умолкая поет и издает громкие призывные крики. Временами он бегает и кружится на ветви. При появлении самки подлетает к ней и, издавая особый писк, преследует ее, перепрыгивая с сучка на сучок. Гнездо строится на высоких и густых хвойных деревьях, чаще на елях, под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Строит гнездо самка, самец помогает ей собирать материал. Гнездо довольно крупное, хорошо утепленное. В полной кладке от 2 до 5, обычно 4, бледно-зеленых яйца с темными крапинками. Насиживает самка, начиная с откладки первого яйца. Насиживание длится 12—13 дней. Птенцы остаются в гнезде 14 дней, но и после вылета родители долго продолжают их выкармливать. У молодых птиц вершины надклювья и подклювья не перекрещены, и они не в состоянии сами вытаскивать семена из шишек. После вывода молодых клесты сбиваются в стайки и до следующей весны ведут кочевой образ жизни. Клест-еловик — излюбленная птица для клеточного содержания. Помимо описанного вида, в северных хвойных лесах Европы, Азии и Северной Америки встречаемся белокрылый клест (L. leucoptera), а в хвойных лесах Европы и Западной Сибири клест-сосновик (L. pityopsittacus). В особенностях строения и биологии этих видов есть много сходного с клестом-еловиком.

КЛЁСТ-ЕЛОВИК