КУКУШКА ШПОРЦЕВАЯ
(Centropus sinensis)

Птицы / Кукушки / Кукушки / КУКУШКА ШПОРЦЕВАЯ
Aves / Cuculiformes / Cuculidae / Centropus sinensis

КУКУШКА ШПОРЦЕВАЯ (Centropus sinensis) или индийский кукаль получила свое название за длинный коготь на заднем пальце. Это крупная кукушка, размером с ворону: длина ее тела достигает 50 см. Большой, широкий, закругленный хвост составляет около половины всей ее длины, крылья короткие. Преобладающая окраска этой птицы блестяще-черная с бурой спиной и бурыми крыльями, синим отливом на голове и зеленым на нижней стороне тела. Глаза темно-красные, сильные ноги черного цвета. Клюв темный, изогнутый на конце. Птенцы сверху покрыты бурыми и желтоватыми поперечными полосами. Распространена эта кукушка в Индии и на Цейлоне. Гнездо устраивает на ветвях деревьев, всегда среди густых и колючих зарослей, обычно между кустами терновника, невысоко от земли. Внешне оно представляет собой снабженную крышей грубую шаровидную постройку небольших (сравнительно с самой птицей) размеров (диаметр постройки 45 см). Постройка имеет боковой вход, из которого, когда птица насиживает кладку или обогревает птенцов, торчит не умещающийся в гнезде хвост. Кладка состоит чаще из 3—5 грязно-белых яиц. В период размножения (который продолжается от июня до сентября) там, где водятся эти птицы, можно услышать их своеобразный, напоминающий вой крик. Держатся шпорцевые кукушки парами; только молодые птицы в первый год жизни кочуют в одиночестве. Движения этой птицы тяжелые; по размерам, повадкам и внешнему облику она очень походит на домашнюю птицу. Шпорцевая кукушка избегает леса, но легко может быть встречена в густых кустарниковых зарослях с буйной травянистой растительностью. Как молодые, так и взрослые птицы проводят большую часть времени у земли, искусно лазая сквозь самые плотные и часто колючие сплетения ветвей растений. Лишь изредка можно увидеть, как птица перелетает с места на место. Обычно шпорцевые кукушки предпочитают передвигаться пешком по земле или лазать по ветвям деревьев и кустов. Эти тихие, спокойные, мало бросающиеся в глаза птицы всегда держатся очень скрыто, хотя чрезвычайно ловко бегают, прыгают и лазают. Питается индийский кукаль крупными насекомыми (осами, жуками, гусеницами, прямокрылыми), мелкими ящерицами и змеями, маленькими грызунами и, по-видимому, яйцами и птенцами других птиц.

КУКУШКА ШПОРЦЕВАЯ