КРЕЧЕТ
(Falco gyrfalco)

Птицы / Птицы хищные дневные / Соколиные / КРЕЧЕТ
Aves / Falconiformes / Falconidae / Falco gyrfalco

КРЕЧЕТ (Falco gyrfalco) имеет такие размеры: общая длина 55-60 см, размах крыльев 110-135 см, длина крыла 34-42 см, вес 1000-2000 г. Самки кречета заметно крупнее самцов. Окраска полиморфная, в ряде местностей имеются светлая (белая) и темная (серая) вариации. У кречетов первой вариации (взрослая птица) общий фон окраски белый с серо-буроватым рисунком из сердцевидных пятен или поперечных полос на спинной стороне, с белой, иногда испещренной темными продольными штрихами головой, со слаборазвитыми усами (иногда усов вообще не бывает); первостепенные маховые белые с темно-бурыми вершинами; рулевые белые, иногда с поперечным темным рисунком; брюшная сторона белая, иногда с бледными продольными серовато-бурыми штрихами. У кречетов темной вариации общая окраска серовато-бурая с сизым или беловатым поперечным рисунком на спинной стороне; голова темная, буровато-серая или белая с темно-бурым продольным рисунком; брюшная сторона белая или охристо-белая с более или менее густым темным рисунком в виде продольных полос или пятен на зобе, груди, брюхе, с поперечной темной волосатостью на боках, оперении голени и подхвостье. Молодые кречеты в первом годовом наряде на спинной стороне бурые с более или менее развитыми белыми отметинами, иногда белые (светлая вариация) с бурыми продольными пятнами; маховые бурые с белым поперечным рисунком, иногда белые с бурой вершиной (светлая вариация); брюшная сторона белая с бурым продольным рисунком. Клюв синевато-бурый с черноватой вершиной, у птиц светлой вариации часто желтовато-бурый. Когти черные, у белых птиц иногда желтовато-буроватые. Восковица и лапы желтые у взрослых птиц, синеватые у молодых. Распространен кречет на Крайнем Севере как в восточном, так и в западном полушарии - от морских побережий до лесотундры. Кречет гнездится на севере Скандинавии, в Исландии, в Гренландии, на севере Северной Америки от Лабрадора до Аляски. Вне гнездового времени совершает более или менее дальние кочевки. Гнездятся кречеты на скалах и местами на деревьях. Собственных гнезд кречеты не строят, часто занимают гнезда других птиц (ворон, мохноногий канюк). Кладка ранняя, примерно в апреле, из 3-4 яиц охристо-рыжеватой с красновато-бурыми отметинами окраски. Насиживание около месяца, на яйцах сидит преимущественно самка при некотором участии самца. На крыло молодые кречеты становятся примерно в возрасте около полутора месяцев. Кормится кречет птицами и млекопитающими: из птиц - обитателями птичьих базаров (чистиковыми и чайками), белыми и тундреными куропатками, утками и другими видами средней величины, кроме того, мелкими куликами и воробьиными; из млекопитающих в питании кречета главное значение имеют лемминги, в качестве корма кречета отмечаются также зайцы-беляки и белки. Численность кречета в известной мере зависит от численности основных его кормов - белых куропаток и леммингов - и поэтому подвержена существенным непериодическим колебаниям.

КРЕЧЕТ