КАНЮК МОХНОНОГИЙ
(Buteo lagopus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / КАНЮК МОХНОНОГИЙ
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Buteo lagopus

КАНЮК МОХНОНОГИЙ (Buteo lagopus) самый северный представитель группы сарычей, семейства ястребиных, имеющий кругополярное распространение. Названа эта птица так потому, что у нее цевки оперены до пальцев. Размеры зимняка таковы: общая длина 51-61 см, размах крыльев 120-150 см, длина крыла 38,5-47,5 см, вес 800-1300 г. Самки, как обычно, крупнее самцов. Взрослые зимняки имеют такую окраску: спинная сторона темно-бурая с примесью белого или черноватого цвета; первостепенные маховые с сероватым налетом, с нерезким темным поперечным рисунком и беловатыми основаниями внутренних опахал; рулевые белые с черным тонким поперечным рисунком и широкой черной вершинной полосой; брюшная сторона белая с темным пятном на зобе, с темно-бурыми продольными отметинами и с поперечными полосками на брюхе, боках и на перьях голени. Молодые птицы мохноногого канюка в первом годовом наряде бледнее, без черноватых тонов, без поперечного рисунка на брюшной стороне; слабо развит поперечный рисунок и на рулевых. У зимняков Северной Америки имеется и однообразно-бурая вариация окраски. Радужина бледно-бурая, клюв и когти черноватые, восковица и ноги черные. Гнездится зимняк в открытых местностях в зоне тундр и лесотундр Евразии и Северной Америки (на север примерно до 75° с. ш.). Мохноногий канюк птица перелетная, доходящая на зимовках до Южной Европы, Средней и Центральной Азии и южных частей США. Гнезда мохноногого канюка построены из сучьев и расположены на земле, редко на деревьях или скалах. Число яиц в кладке колеблется в зависимости от кормовых условий, в основном от численности леммингов. Обычно в кладке 3-4 яйца, в благоприятные годы до 7, в плохие 2-3. При отсутствии леммингов зимняки и вовсе не размножаются. Насиживает самка в течение 30-35 дней. Птенцы вылетают из гнезд в возрасте 6-7 недель. Кормятся зимняки, как указывалось, главным образом леммингами и другими мелкими северными млекопитающими (полевками, зайчатами, из хищных - ласками, горностаями), кроме того, птицами (птенцами), падалью.

КАНЮК МОХНОНОГИЙ