ЭНТОКОЛАКС
(Entocolax ludwigi)

Моллюски брюхоногие / Мезогастроподы / Энтоконхиды / ЭНТОКОЛАКС
Gastropoda / Mesogastropoda / Entoconcidae / Entocolax ludwigi

ЭНТОКОЛАКС (Entocolax ludwigi) встречается в наших северных морях, где он живет в полости тела голотурий рода Муriotrochus. Ни раковины, ни сердца, ни почек не сохраняется у этих паразитов. Однако они раздельнополы и обнаруживают резкие различия в строении самцов и самок. Тело последних имеет вид удлиненного мешка, на одном конце которого находится ротовое отверстие, а на другом — короткая трубка-сифон, посредством которого паразит, находящийся в полости тела голотурии, прикрепляется к стенке ее кишки. Этот сифон ведет в объемистую выводковую полость, куда откладываются яйца в яйцевых капсулах, содержащих обычно развивающихся личинок. В этой же полости находятся обычно и карликовые самцы Е. ludwigi, иногда до 46 штук. Строение самца еще более упрощенное, чем строение самки. Тело самца представляет собой продолговатый пузырек, внутри которого помещаются семенник, рудиментарная кишка и немногочисленные тяжи мышц и соединительной ткани. Самцы медленно ползают благодаря сокращению слаборазвитой кожной мускулатуры. Несмотря на столь резкие изменения в организации взрослых форм, личинки этих улиток сохраняют типичные черты велигеров. Затем наступает так называемый «катастрофический метаморфоз», при котором раковинка с частью внутренностного мешка отделяется от остальной части личинки, а оставшаяся часть заползает в тело хозяина.

ЭНТОКОЛАКС