ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК
(Accipiter nisus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Accipiter nisus

ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК (Accipiter nisus) типичный представитель группы ястребов, отличающейся от тетеревятников меньшими размерами, более легким сложением, относительно более длинными цевками и пальцами. Общая длина ястреба-перепелятника 30—43 см, длина крыла 18—26 см, вес 120—280 г. Самки ястребов-перепелятников значительно крупнее самцов. Взрослые самцы на спинной стороне сизо-серые разных оттенков, с черноватым теменем, белой бровью и белыми пестринами на затылке; первостепенные маховые и рулевые поперечнополосатые (на средних рулевых полосы иногда отсутствуют); брюшная сторона беловатая или охристая с бурым или рыжим поперечным рисунком. Самки отличаются от самцов бурой окраской спинной стороны, брюшная сторона у них белая с бурым поперечным рисунком. Подхвостье и у самцов и у самок белое; у молодых птиц в первом годовом наряде спинная сторона бурая с белыми пятнами на затылке, с охристыми или рыжеватыми каемками перьев; маховые и рулевые светло-бурые с темно-бурыми поперечными полосами; брюшная сторона охристая, рыжеватая или буроватая с бурым или темно-рыжим поперечным рисунком из полос, на зобе и груди часто в виде сердцевидных или каплевидных крапин. Радужина оранжево-желтая; клюв синевато-бурый; когти черные; восковица и ноги желтые. Перепелятники гнездятся из года в год на одном участке, но каждый год строят новое гнездо поблизости от старого. Как место гнездования предпочитаются лесные опушки — у речных долин, дорог и т. д. Гнезда находятся главным образом на хвойных деревьях, в особенности на соснах. В кладке, которая в средней полосе имеет место в мае, 4—6 яиц, голубовато-белых с бурыми или буро-фиолетовыми пестринами. Насиживает только самка в течение 35—36 дней, самец приносит ей и птенцам корм. Птенцы пребывают в гнезде 26—30 дней, а затем после вылета в течение 2—3 недель держатся выводками. В гнездовой период перепелятник кормится почти исключительно мелкими птицами (однако самки добывают и куропаток). Во внегнездовое время в корма перепелятника входят и мелкие грызуны — мыши и полевки, особенно в годы массового размножения грызунов.

ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК