ЯЩЕРИЦА БОРОДАТАЯ
(Amphibolurus barbatus)

Пресмыкающиеся или рептилии / Чешуйчатые / Агамы / ЯЩЕРИЦА БОРОДАТАЯ
Reptilia / Squamata / Agamidae / Amphibolurus barbatus

ЯЩЕРИЦА БОРОДАТАЯ (Amphibolurus barbatus) Название ее происходит от многочисленных расположенных поперек горла и переходящих на бока головы плоских вытянутых шипов, отдаленно напоминающих подстриженную жесткую бороду. Это сходство особенно увеличивается при раздувании горла и сильном выпячивании горловой складки, что, как и у плащеносной ящерицы, происходит при помощи удлиненных отростков подъязычной кости и сопровождается одновременным раскрыванием рта. Длинные острые и несколько изогнутые шипы, напоминающие колючки шиповника, расположены также в несколько рядов на боках. При раздувании тела они заметно оттопыриваются в стороны, что является существенно важным дополнением к описанной выше угрожающей позе животного. Сверху бородатая ящерица зеленовато-оливкового, голубоватого или желтоватого цвета, меняющегося в зависимости от эмоционального состояния животного. При сильном испуге или ранении ящерица заметно светлеет, причем ноги ее становятся светло-желтыми или оранжевыми. Потревоженное животное обычно не спешит спастись бегством и принимает угрожающую позу, раздувает «бороду» и покрытые шипами бока. При этом оно сильно фыркает, шипит, хлещет хвостом и может совершать короткие прыжки, приседая на задних ногах подобно лягушке. Пищу бородатой ящерицы составляют насекомые и мелкие позвоночные животные, наряду с которыми охотно поедаются также цветки и сочные плоды диких растений. От 9 до 24 крупных яиц самка откладывает в глубине выкапываемой ею норы, вход в которую затем тщательно закрывает землей. Молодые вылупляются спустя 3—3,5 месяца.

ЯЩЕРИЦА БОРОДАТАЯ