ИВОЛГА
(Oriolus oriolus)

Птицы / Воробьиные / Иволговые / ИВОЛГА
Aves / Passeriformes / Oriolidae / Oriolus oriolus

ИВОЛГА (Oriolus oriolus) широко распространена в Европе, исключая самые северные районы, в Малой, Средней и Южной Азии (кроме Аравийского полуострова), доходя на востоке до западных окраин Монголии и Китая, в лесной зоне Сибири до верховьев Енисея; гнездится также на севере Африки. Зимуют иволги в Центральной и Южной Африке, на Мадагаскаре, в Индии и на Цейлоне. Это очень красивая птица. Преобладающая окраска взрослого самца золотисто-желтая, от основания клюва к глазу идет черная полоса. Крыло черное с желтым пятном. Рулевые черные с ярко-желтыми каемками на концах. Самки отличаются желтовато-зеленой окраской верхней стороны тела, нижняя сторона у них серовато-белая, подхвостье ярко-желтое. Молодые птицы имеют более блеклую, грязноватую расцветку. По величине иволга с дрозда: длина крыла ее 150—160 мм, вес 70—90 г. На родину иволга возвращается поздно: в южных частях гнездового ареала — в конце апреля, а в северных — в конце мая. Самцы появляются раньше самок. После прилета самок происходит разбивка на пары. Песня у иволги довольно длинная и состоит из набора тихих (слышных только с близкого расстояния) скрипучих и щебечущих звуков, а оканчивается коротким, но мелодичным и громким флейтовым свистом. Обеспокоенная, птица издает громкий, неприятный звук, отдаленно напоминающий крик обозленной кошки, за что иволгу и зовут «лесная кошка». Особенно охотно иволга гнездится в березовых и дубовых лесах, где сухо, деревья стоят довольно далеко друг от друга и лучи солнца хорошо прогревают землю. Реже она гнездится в разреженном сосновом или смешанном лесу, саду или в зарослях по берегам рек. Гнездо строится почти всегда на лиственных деревьях, очень редко на соснах. Оно прикрепляется верхними краями к горизонтальной развилке ветви далеко от ствола, в периферийной части кроны, на высоте 7—15, а иногда и больше метров от земли. Строят гнездо обе птицы пары в течение приблизительно недели. Найдя подходящую развилку, птицы сплетают на ней искусно сделанное гнездо-корзиночку, которое снаружи облицовывают мхом и берестой под цвет дерева, на котором оно находится. Лоток гнезда выстилается тонкими стебельками растений, клочками шерсти, перьями. В конце мая — начале июня происходит кладка, состоящая из 4—5 белых с редкими небольшими черноватыми или коричневато-бурыми пятнышками неправильной формы яиц. Насиживает яйца исключительно самка, самец сменяет ее на непродолжительное время лишь в особенно жаркие часы дня. Через 13—15 дней после начала насиживания вылупляются птенцы. Птенцов кормят оба родителя, прилетая с кормом к гнезду около 200 раз в день. Через 14—17 дней после вылупления птенцы покидают гнездо. Вначале они еще плохо летают, и в течение недели родители докармливают их. Отлет начинается в августе и продолжается до конца сентября. В октябре птицы уже находятся на местах зимовок. Обратное же продвижение на север идет быстро: на перелет из Центральной Африки в Европейскую часть России птицы затрачивают около месяца, преодолевая расстояние в 5000—7000 км. Иволги — полезные птицы: они в больших количествах поедают вредных для леса волосатых гусениц, которых большинство других видов птиц не трогает из-за ядовитых волосков, которыми покрыто тело этих гусениц. Кроме того, иволги едят пауков, а также насекомых, обитающих в кронах лиственных деревьев (клопы, жуки, крупные мухи и перепончатокрылые). В конце лета с момента созревания плодов и ягод охотно кормятся ими.

ИВОЛГА