ХРУСТАН
(Charadrius morinellus)

Птицы / Ржанкообразные / Ржанки / ХРУСТАН
Aves / Charadriiformes / Charadriidae / Charadrius morinellus

ХРУСТАН (Charadrius morinellus) величиной примерно с дрозда, с рыжеватой и белой полосами поперек груди и с черным брюхом. Две широкие белые надглазничные полосы сливаются сзади головы, образуя "ижицу". Верх головы черный. Длина крыла хрустана 13-16 см. Хрустан свойственен арктической и горной тундре Европы и Азии. В горах гнездовое местообитание хрустанов лежит выше уровня леса (на Алтае, например, от 2000 м и выше). Там хрустаны гнездятся на ровных площадках, образованных каменными плитами или мелким щебнем, со скудной альпийской растительностью. В тундре хрустаны придерживаются возвышенных сухих каменистых мест. Нормальное число яиц у этого хрустана 3, бывает даже 2, очень редко 4. Насиживанием занят самец, который в случае опасности энергично отводит от гнезда. Обычно хрустан очень близко подпускает наблюдателя к гнезду, и, если действовать осторожно, можно даже притронуться к нему стволом ружья, иногда даже рукой. Потом хрустан сбегает с гнезда и отводит, сильно согнувшись при этом и широко распушив хвост. Часто она становится боком к наблюдателю совсем близко от него и "нервно" поднимает одно крыло. Словом, птица ведет себя около гнезда довольно "глупо", за что, вероятно, ее и называют глупой ржанкой. Зимуют хрустаны в Юго-Западной Азии и в Восточной Африке, придерживаясь там полупустынных равнин с небогатой злаковой растительностью, вдали от морских побережий. На пролете хрустаны останавливаются в степи, нередко на бесплодных глинистых участках, где совершенно нет растительности, или, как многие ржанки, придерживаются возделанных полей, иногда и лугов. На пролетах в районе нижнего течения Дона выяснено, что хрустаны питаются личинками черного щелкуна, жука-кузьки и гусениц бабочки молдавской огневки.

ХРУСТАН