ГУЛЬМАН
(Presbytis entellus)

Млекопитающие / Приматы / Мартышкообразные / ГУЛЬМАН
Mammalia / Primates / Cercopithecidea / Presbytis entellus

ГУЛЬМАН (Presbytis entellus) широко распространен в Пакистане и Индии, где почитается как священная обезьяна под названием гануман. Гульманы - самые крупные из рода обыкновенных тонкотелов, с сильно развитым надглазничным валиком. Волосы надбровья торчат вперед, а на темени они направлены назад. Цвет шерсти у новорожденных гульманов черновато-коричневатый, у взрослых - серый и желтоватый, надбровный гребешок черный, небольшая бородка желтоватая. Около 80% дневного времени гульманы проводят на земле, но всегда находятся вблизи деревьев. Они часто живут в городах и деревнях, где, пользуясь своим положением "священных обезьян", приносят большой вред полям и садам. Гульманы - очень подвижные и ловкие животные. По ветвям и на земле они быстро бегают на четвереньках; по деревьям часто совершают большие прыжки (длиной 4-10 м), при этом задние конечности и хвост откидывают назад, а передние конечности держат впереди головы. Живут они стадами в 25-30 особей, которые локализуются на территории от 6 (густые леса) до 13 км2 (сухие открытые местности). Размер стада варьирует - есть мелкие группы односамцовые и более крупные многосамцовые. Самец - вожак, он доминирует даже в выборе дерева для сна и пищи. Во многосамцовых группах самец завоевывает первенство в драке с соперником. Обычно стадо держится вблизи рек и ручьев. Гульманы много часов, свободных от поисков пищи, проводят в ритуальном обыскивании друг друга. Подрастающие детеныши заняты играми, состоящими в прыганий, погоне друг за другом, в борьбе. Взрослые самцы не принимают участия в заботе о детенышах. Как только родится детеныш, взрослые самки окружают заботой его и мать. Спустя несколько часов после рождения мать даже позволяет другой самке держать своего детеныша. Но как только цвет шерсти детеныша начинает меняться, интерес самок к нему постепенно уменьшается. Мать заботится о детеныше до конца лактации (15 месяцев). Половой зрелости самка достигает к 4 годам. Но самец достигает физического развития с полностью прорезанными клыками лишь к 6-7 годам.

ГУЛЬМАН