ГАМАДРИЛ
(Papio hamadryas)

Млекопитающие / Приматы / Мартышкообразные / ГАМАДРИЛ
Mammalia / Primates / Cercopithecidea / Papio hamadryas

ГАМАДРИЛ (Papio hamadryas) или плащеносный павиан, в настоящее время обитает в Эфиопии, Северном Сомали, Северо-Восточном Судане и в Юго-Западной Аравии. В отдаленные времена гамадрилы встречались и в долине Нила. Древние египтяне высоко почитали гамадрила и посвящали его богу Солнца Ра, а трупы гамадрилов часто мумифицировали. Гамадрилы - нередкие обитатели зоопарков. Один гамадрил жил в зоопарке Калгари (Канада) около 30 лет. Они также используются как экспериментальные животные для исследования высшей нервной деятельности, моделирования вирусных заболеваний человека и т. д. Тело гамадрилов покрыто густой шерстью длиной 5-6 см темно-серого цвета с оливковым оттенком. У половозрелых самцов хорошо развита серебристая грива (мантия) с длиной волос до 25 см. Вот почему гамадрилов иногда называют плащеносными павианами. У самок грива короче, цвет шерсти темно-оливковый; детеныши похожи на мать. Лицо гамадрилов розовато-мясного цвета, седалищные мозоли красные. Держатся гамадрилы на склонах скалистых гор, иногда крупными стадами в 80-100 и более особей. Такие сообщества павианов характеризуются ярко выраженной иерархией. Каждая группа состоит из взрослых особей, подростков и детенышей. Отношения между членами стада основываются на господстве и подчинении. Господствующее положение занимает сильный взрослый самец, который свое право вожака нередко завоевывает в драке. Вожак оберегает стадо от рассеивания, следит за порядком, разнимает дерущихся. Как правило, он первым замечает опасность и особым криком оповещает об этом остальных. В его гареме имеется несколько взрослых самок, из которых выделяются им более любимые фаворитки. Самка с новорожденными и детеныши также занимают привилегированное положение. Хуже всех в стаде приходится подросткам и старым самкам. Иногда подчиненные почти половозрелые самцы локализуются на периферии группы. Стадо гамадрилов занимает обычно 2-3 км2. Спят они в расщелинах и под навесами скал, чаще всего сидя, прижавшись друг к другу, детеныши - под защитой матерей. Просыпаются они на восходе солнца и начинают активную жизнь в поисках пищи и развлечений. Гамадрилы всеядны: питаются сочными плодами, молодыми побегами растений, кореньями, ящерицами, насекомыми, яйцами птиц, а иногда едят и самих птиц; совершают набеги и на поля, сады и огороды, принося им большое разорение. В промежутках между едой гамадрилы отдыхают, при этом нередко обыскивают друг друга. Эта процедура состоит в очищении шерсти от соринок, насекомых и опавших волос. И здесь проявляется принцип господства и подчинения - подчиненная особь обыскивает господствующую, стараясь ей угодить. Самки обыскивают детенышей. Детеныши игривы и много времени проводят в играх и забавах. В стаде гамадрилов часто происходят ссоры, потасовки и драки, в которые, как верховный судья, вмешивается вожак. Все это сопровождается различными звуками и мимикой. Как показали наблюдения, в общении друг с другом гамадрилы используют около шестнадцати различных звуков-сигналов, имеющих определенное значение. Помимо звуков, они пользуются выразительными жестами, мимическими движениями и даже взглядами. Так, например, вожак одним суровым взглядом может утихомирить ссорящихся. Но стадо всегда бывает сплоченным в случае внешней опасности и даже вступает в борьбу с леопардами и львами, чтобы защитить своего собрата.

ГАМАДРИЛ