ГОЛЕЦ ЕВРОПЕЙСКИЙ
  • ГОЛЕЦ ЕВРОПЕЙСКИЙ
    (Noemacheilus barbatulus)

Рыбы костные / Карпообразные / Вьюновые / ГОЛЕЦ ЕВРОПЕЙСКИЙ
    Osteichthyes / Cypriniformes / Cobitidae / Noemacheilus barbatulus

ГОЛЕЦ ЕВРОПЕЙСКИЙ (Noemacheilus barbatulus) имеет несколько сжатое с боков тело, почти одинаковой высоты на всем протяжении. Хвостовой стебель у него высокий, хвостовой плавник усеченный или со слабой выемкой, чешуя очень мелкая, кожистый киль за спинным плавником отсутствует. Окраска тела бурая, с пятнами, но пятна никогда не группируются в поперечные полосы. Размеры до 16—18 см, обычно 12 см. Самцы крупнее самок. Ареал гольца велик. Этот вид распадается на ряд подвидов, встречающихся в различных участках ареала: обычный голец — в Средней, Восточной Европе; сибирский голец — в реках Сибири, бассейне Амура, в реках Сахалина, Приморья, Хоккайдо, Кореи, в Ялу и Люхэ; терский голец — в Тереке; вардарский — в р. Вардар и охридский голец — в Охридском озере. Обычно голец обитает в проточной воде, преимущественно в небольших речках и ручьях, но его можно встретить и в прудах, образованных в результате сооружения плотин на ручьях, или даже в копаных прудах. Большей частью голец лежит неподвижно на дне, прячется между корнями, корягами. Как правило, больших стай голец не образует, держится группами, по нескольку штук и даже в одиночку. Молодь первые месяцы жизни держится стаями, а затем постепенно рассредоточивается на большей площади. Возможно, эта особенность поведения связана с тем, что взрослые гольцы ведут малоподвижный образ жизни, придерживаясь в поисках пищи границ определенного «охотничьего участка». Рассредоточение молоди, вероятно, происходит в связи с увеличением потребности в пище, а следовательно, и в более обширном охотничьем участке. Молодые гольцы питаются личинками хирономид, мелкими личинками поденок и другими мелкими беспозвоночными. Крупные гольцы едят более крупных беспозвоночных — личинок поденок, ручейников, а также пиявок и жуков. У половозрелых самцов и самок гольца во время нереста на голове и теле появляются эпителиальные бугорки, а у самцов иногда за спинным плавником, на хвостовом стебле,— кожистый гребень. Самцы крупнее самок, а грудные плавники у них длиннее. В средней части Европы голец нерестится в мае. Довольно мелкая икра приклеивается к растениям или просто откладывается на песок в неглубоких местах на течении. Вылупившиеся личинки попадают на песчаные отмели и лежат на дне, опираясь на большие грудные плавники. Условия аэрации воды на этих участках хорошие, и личиночные органы дыхания у гольцов развиты слабо: они представлены сетью кровеносных сосудов на грудных плавниках и жаберной крышке. Большие грудные плавники несут как функцию опоры, так и гидростатическую функцию. При плавании личинок в толще воды грудные плавники поддерживают переднюю часть тела. Рот у личинок гольцов имеет нижнее положение. Они используют в пищу микроскопические организмы, живущие в песке. Чаще всего в пище встречаются коловратки и простейшие. Гольцы — обычные обитатели форелевых ручьев, где они отчасти используют пищу, которой питается и молодь форели. Однако крупные особи форелей сами охотно потребляют, гольцов.

ГОЛЕЦ ЕВРОПЕЙСКИЙ