ГИМНАРХ

(Gymnarchus niloticus)

Рыбы костные / Клюворылообразные / Гимнарховые / ГИМНАРХ
Osteichthyes / Mormyriformes / Gymnarchidae / Gymnarchus niloticus

ГИМНАРХ (Gymnarchus niloticus) крупная рыба угреобразного вида, достигающая 150 см длины. У гимнархов нет брюшных, анального и хвостового плавников, а длинный спинной плавник простирается вдоль всей спины, от затылка и почти до конца угревидного тела. Тело гимнарха оливково-бурой окраски, покрыто толстой слизистой кожей с мелкой чешуей; глаза очень малы. Гимнарх распространен в бассейне Нила и в Западной Африке; в Восточной Африке только в озерах Рудольф и Альберт. Днем гимнарх затаивается в разных убежищах, во впадинах, между корнями папируса или в скоплениях водорослей, а по ночам он активно охотится, пожирая мелких рыб, лягушек, моллюсков и водных насекомых. Гимнарх движется с помощью волнообразных изгибаний спинного плавника и извивов тела, почти с равной скоростью вперед и назад; в последнем случае голый конец хвоста служит чувствительным гидом. Гимнархи строят большие плавучие гнезда, стенки которых выступают из воды на 5—10 см, а вход расположен на 15 см под поверхностью. Самец бдительно охраняет гнездо. Икра у гимнархов крупная, около 10 мм в диаметре; личинки имеют длинные наружные жабры, подобно личинкам двоякодышащих рыб. Способность гимнархов испускать электрические импульсы давно обратила на себя внимание ученых, и с этой рыбой было проведено много исследований, показавших, что гимнархи способны различать предметы разной электропроводности. Гимнархов ценят как промысловую рыбу; особенно высоко в качестве деликатеса оценивается местными жителями их икра.

ГИМНАРХ