ГАГАРКА МАЛАЯ
  • ГАГАРКА МАЛАЯ
    (Alle alle)

Птицы / Ржанкообразные / Чистики / ГАГАРКА МАЛАЯ
    Aves / Charadriiformes / Alcidae / Alle alle

ГАГАРКА МАЛАЯ (Alle alle) или люрик. Самый маленький среди чистиковых, гнездящихся в Атлантике и Арктике. Он же и самый многочисленный; по оценкам здесь живет 20-30 млн. особей. По размеру люрик чуть больше малой конюги. Несмотря на большое сходство к конюгами, обитающими в Тихом океана, люрики им не прямые родственники. Самый близкородственный люрику вид это гагарка, также живущая в Атлантике. Вес взрослых птиц лежит в пределах 170 г; самцы несколько тяжелее самок. В брачном оперении голова, грудь и спинная сторона тела люриков черная, брюшная - чисто-белая. Гнездится колониями в осыпях, по обрывам и в скалах, как по морскому побережью, так и на расстоянии нескольких сотен метров от него. Единственное яйцо откладывается в пустоты между камнями или в щели скал. Скорлупа яиц голубоватая, голубовато-зеленая или белая с темными пятнами и крапинками, хотя могут быть яйца и без пятен. Средние размеры яиц – 48х33 мм, вес – 31 г. Яйцо насиживается обоими родителями в течение 28-31 дня. Вылупившийся птенец покрыт густым черным или серовато-черным пухом. Первые 5 дней родители постоянно обогревают птенца. Питаются планктоном, за которым ныряют на глубину до 35 м. Птенец выкармливается также планктоном, который родители приносят в шейном мешке, развивающимся в период размножения. Морфологически шейные мешки люрика и конюг не идентичны. Птенца кормят оба родителя, однако самка приносит около двух третей от всего корма, предназначенного птенцу. Самец больше времени приводит с птенцом. В гнезде птенец остается 23-33 дней. Слетки покидают колонию вечером или в начале ночи, хотя в высоких широтах в это время достаточно светло. Слетевшего птенца в море сопровождает самец, который в течение последующего месяца его там кормит. По весу птенцы в это время неотличимы от взрослых и, видимо, в это же время они становятся самостоятельными. После завершения сезона размножения, в августе – октябре, у взрослых птиц начинается линька, в течение которой птицы не способны летать. В зимнем пере люрик более светлый, чем в летнем; подбородок, шея, грудь и щеки у него становятся белыми.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL