ГАЛКА
(Coloeus monedula)

Птицы / Воробьиные / Вороновые / ГАЛКА
Aves / Passeriformes / Corvidae / Coloeus monedula

ГАЛКА (Coloeus monedula) по величине заметно меньше грача и вороны, весит 130—225 г. Окраска оперения черная, шея серая, а у подвида, населяющего Восточную Сибирь, нижняя сторона или серовато-черная, или беловатая (даурская галка). Распространена галка в Европе, Азии, кроме ее севера и юга, в Северо-Западной Африке и Малой Азии. Чаще всего эту птицу можно встретить на каменных зданиях, колокольнях, водонапорных башнях. Поэтому она обычнее в городах и крупных поселках, чем в маленьких деревнях. Охотно селится в садах и парках с дуплистыми деревьями, а также и вне культурных участков — в горах и на береговых обрывах речных долин, в лесах и тугаях, в развалинах. В пределах культурного ландшафта более многочисленна, чем вне его. Галку нельзя считать настоящей оседлой птицей. В Европейской части страны часть птиц держится круглый год в районе гнездования, большинство же откочевывает в более южные районы. При этом птицы из северных районов перелетают в среднюю полосу, а населяющие среднюю полосу — в южные районы. Регулярные перелеты наблюдаются в Западной Сибири, на Алтае и в ряде других частей ареала. К размножению галки приступают не очень рано. Полные кладки в южных частях ареала наблюдаются с первой половины апреля, а в северных — с середины мая и позднее. Гнезда галки размещают в самых разнообразных местах: под карнизами домов, в щелях и пустотах зданий, в печных трубах, за вывесками магазинов, в дуплах деревьев, в норах и расщелинах берегов и скал, в пустотах между камнями и т. д., а иногда в грачиных гнездах и норах сизоворонок. Одно и то же гнездо используется несколько лет подряд. Гнезда располагаются небольшими группами по 2—3 или десятками. В постройке нового и ремонте старого гнезда принимают участие оба пола. Кладка бывает обычно из 4—6, иногда 7, голубовато-зеленых яиц с буроватыми пятнами, сконцентрированными на тупом конце. Насиживает самка в течение 18—20 дней. Птенцы появляются в среднем с конца апреля на юге, со второй половины мая в средней полосе. Вылет птенцов происходит в разных широтах с конца мая до конца июня — начала июля. После вылета галки кочуют выводками. Во второй половине лета они сбиваются в сотенные стаи и часто совместно с грачами ведут кочевой образ жизни. Осенний отлет происходит в ноябре. Зимой в крупных городах скопляются большие стаи галок, которые совместно с воронами держатся здесь до весны, вылетая по утрам на окраины города и в пригород на кормежку, а вечерами возвращаясь в город на ночевку. По характеру питания галка сходна с грачом. В ее желудке находили листоедов, жужелиц, слоников, чернотелок, хрущей, златок, а также двукрылых насекомых. Истреблением вредных насекомых она приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.

ГАЛКА