ДЯТЕЛ БЕЛОКЛЮВЫЙ

(Campephilus principalis)

Птицы / Дятлы / Дятловые / ДЯТЕЛ БЕЛОКЛЮВЫЙ
Aves / Picariae / Picidae / Campephilus principalis

ДЯТЕЛ БЕЛОКЛЮВЫЙ (Campephilus principalis) водится на юго-востоке Северной Америки, где населяет громадные пространства заболоченных лесов. Окраска у этого дятла строгая. Основной цвет его оперения густо-черный, от затылка по бокам шеи проходят две широкие белые полосы, соединяющиеся на спине, поэтому середина спины тоже белая. Крыло, за исключением плечевых перьев и внешнего края трех наружных первостепенных маховых, белое. На затылке большой красивый хохолок из удлиненных перьев — у самца ярко-красного, у самки черного цвета. Глаза ярко-желтые и блестящие, ноги свинцово-серые, клюв светлый, цвета слоновой кости. За цвет клюва этот дятел и получил название. Контуры тела у белоклювого дятла тоже примечательны: шея у него тонкая, благодаря чему голова кажется непропорционально большой. По величине это очень крупный дятел: длина птицы превышает 0,5 м. Живут белоклювые дятлы парами, которые, вероятно, не распадаются всю жизнь. Обе птицы пары всегда находятся вместе, но даже на расстоянии нетрудно их отличить: самка крикливее, но осторожнее самца. Период размножения начинается в марте. Белоклювые дятлы очень осторожны и в гнездовой период держатся в самых укромных уголках леса. Дупло устраивается всегда в стволе живого дерева, обычно в дубе, обязательно на значительной высоте; часто входное отверстие дупла располагается под большим суком или ветвью, защищающими от затекания воды в дупло при дожде. В выдалбливании дупла принимают участие и самец и самка. Кладка состоит из 5—7 чисто-белых яиц, помещаемых прямо на дно дупла. В южных районах ареала эти птицы выводят птенцов дважды в сезон, на севере у них бывает только одна кладка. По своим повадкам белоклювый дятел несколько отличается от остальных дятлов. Полет у него чрезвычайно красивый и, как у других дятлов, волнистый. Но, перелетая с одного дерева на другое, птица предварительно взбирается на верхушку дерева, на котором находилась, и, слетая с него, не машет крыльями, а, раскрыв их, планирует вниз; она описывает плавную дугу, восхищая красотой своего оперения самого взыскательного художника. Этот дятел не любит летать на большие расстояния и предпочитает лазать по стволу и ветвям деревьев и перескакивать с одного близко стоящего дерева на другое. Лазая по дереву, белоклювый дятел беспрестанно издает звонкий, чистый и приятный крик «пэт-пэт-пэт». Этот трехсложный крик он повторяет так часто, что приходится сомневаться, молчит ли птица в течение дня хоть несколько минут. Его голос может быть услышан за километр. Пищу свою дятел добывает, внимательно осматривая стволы и крупные ветви деревьев. Начав у нижней части дерева и взбираясь прыжками по спиральной линии вокруг ствола, птица осматривает трещины и щели коры и долбит их, разыскивая насекомых. Сила этой птицы очень велика: одним ударом клюва она отбивает куски коры и щепки до 17—20 см длины, а найдя усохшее, пораженное насекомыми дерево, за несколько часов сбивает кору с 2—3 м2 поверхности ствола и таким образом за 2—3 дня совершенно ошкуривает дерево. Добычей белоклювых дятлов чаще всего становятся личинки, куколки и взрослые особи живущих в коре и древесине жуков, а также обитающие на поверхности стволов открытоживущие насекомые. В конце лета и в осенний период эти птицы поедают ягоды и плоды диких деревьев. Этих прекрасных птиц люди часто уничтожают ради их чрезвычайно красивой головы с ярким хохолком и цвета слоновой кости клювом. Путешественники, жадные на различные «памятки», стремятся приобрести голову белоклювого дятла в качестве экзотического сувенира из тех мест, где эта птица составляет неотъемлемую часть пейзажа ужасных и вместе с тем чудесных болот. В настоящее время белоклювый дятел — очень редкая птица: на большей части ареала он уже исчез

ДЯТЕЛ БЕЛОКЛЮВЫЙ