ДЯТЕЛ РЫЖИЙ
(Micropternus brachyurus)

Птицы / Дятлы / Дятловые / ДЯТЕЛ РЫЖИЙ
Aves / Picariae / Picidae / Micropternus brachyurus

ДЯТЕЛ РЫЖИЙ (Micropternus brachyurus) получил свое название за то, что основная окраска оперения у него рыжевато-коричневая. Крылья и хвост с черными поперечными полосами. Клюв темно-коричневый, ноги серовато-коричневые. Глаза коричневато-красные. Окраска разных птиц сильно варьирует: некоторые особи имеют рыжую или ржавчато-рыжую окраску, тогда как другие коричневые и темно-каштановые. Большой палец у этого дятла недоразвит, а поэтому его лапы кажутся трехпалыми. Это некрупный дятел: длина тела птицы около 25 см. Все оперение рыжих дятлов (особенно голова, грудь и хвост) смазано каким-то клейким веществом. Это вещество не что иное, как соки раздавленных дятлами муравьев. Эти насекомые, в массе встречающиеся на деревьях, где лазают дятлы, очень агрессивны, они вцепляются в оперение птицы и пытаются укусить. Дятел же давит муравьев трением своего жесткого оперения (особенно хвоста) о неровности коры; муравьи раздавливаются, а их соки размазываются по телу птицы. Поэтому тело дятлов имеет своеобразный специфический запах муравьиной кислоты. Постоянное соседство с муравьями, которые в массе ползают по ветвям и стволам деревьев, где птицы собирают свой корм, приводит к еще одной интересной особенности. Хвост этих птиц почти всегда украшен большим или меньшим количеством головок больших рыжих (или огненных, как их еще называют) муравьев. Эти муравьи, схватив что-нибудь, уже не выпускают из челюстей свою добычу, и даже если оторвать этому насекомому голову, она все-таки будет держать то, за что ухватилась. Когда дятлы лазают по стволам манговых деревьев, муравьи схватывают их за перья хвоста, гибнут от трения хвоста птиц о шероховатости коры, но головы их все-таки остаются на бородках перьев. Обитает этот дятел вдоль восточных склонов Гималаев, на Индостане, Цейлоне, в Индокитае и южных провинциях Китая, населяя долины равнинных рек и горы до высоты 2000 м над уровнем моря. Здесь рыжий дятел держится по опушкам леса; часто его можно встретить в чайных садах, на культивируемых полях с редкими бамбуковыми деревьями, на банановых плантациях; однако часто он селится и в негустых участках леса, избегая непроходимых джунглей. Сезон размножения у этого дятла продолжается с февраля по июнь. Гнезда этих птиц замечательны — дятлы не строят их сами, они гнездятся в муравейниках! В Индокитае обитают крупные древесные муравьи рода Crematogaster — огненные муравьи джунглей. Свои гнезда эти муравьи устраивают в кронах деревьев на высоте от 2 до 20 м от земли. Снаружи муравьиное гнездо представляет собой массу серо-бурого цвета, более всего напоминающую войлок, картон или папье-маше, но обычно отличающуюся большой прочностью и твердостью. В стенке этого сооружения рыжий дятел проделывает округлое отверстие около 5 см в диаметре. Отверстие это ведет во внутреннюю полость, в которую самка откладывает яйца. Для устройства этого «гнезда в гнезде» дятлы, как это ни странно, всегда выбирают наиболее крупные и обязательно заселенные муравейники! И уж совершенно непонятно, почему крупные, страшные для всего живого муравьи не трогают ни яиц, ни птенцов, ни саму насиживающую самку! А ведь насиживающая самка кормится куколками муравьев, которых она без труда склевывает, не поднимаясь с яиц. Кладка этого дятла обычно состоит из 3 яиц. Они белого цвета, а скорлупа их тонка и прозрачна. Однако через некоторое время от соприкосновения с муравьиной кислотой, выделяемой насекомыми, скорлупа темнеет и яйца становятся коричневатыми. Питаются рыжие дятлы различными видами муравьев, которых они собирают в массе на стволах и ветвях деревьев, а также на земле, куда они нередко спускаются в поисках пищи. Но наиболее часто и в огромном количестве они поедают муравьев рода Crematogaster. Ранней весной эти дятлы часто посещают банановые плантации. Здесь на стволах банановых пальм птицы ударами клюва проделывают отверстия и пьют сладкий сок.

ДЯТЕЛ РЫЖИЙ