ДУБОНОС
(Coccothraustes coccothraustes)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ДУБОНОС
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Coccothraustes coccothraustes

ДУБОНОС (Coccothraustes coccothraustes) величиной со скворца, но короче, плотного телосложения, с большой головой. Особенно легко отличим по чрезвычайно массивному, толстому конической формы клюву, незаметно сливающемуся со лбом. Оперение самца весной очень красиво. Лоб, темя и затылок светло-коричневые, шея серо-розовая, плечи каштаново-бурые, надхвостье оливково-бурое. Брюшная сторона тела винно-серого цвета, маховые перья, хвост, уздечка, подбородок и полоса вокруг клюва черные. Самка похожа на самца, но окрашена тусклее. Распространен дубонос в умеренных широтах Европы и Азии от Англии до Японии, а также в Северной Африке и Северной Индии. Любимыми местами его обитания служат лиственные леса, вблизи которых находятся дикорастущие или культурные фруктовые и ягодные сады. Селится также в смешанных лесах, рощах, садах и парках, а местами и в борах. В северных частях ареала дубонос птица перелетная, а в южных — кочующая. Весенний прилет в места гнездования начинается в марте и заканчивается в мае. В апреле дубоносы начинают строить гнезда. В кладке от 3 до 7, чаще 4—5 бледно-зеленоватых яиц с негустым рисунком. Насиживает главным образом самка, самец кормит ее и временами сменяет. В первой половине июня происходит массовое появление птенцов, которые находятся в гнезде в течение 11—14 дней. Выкармливают их оба родителя. Вылет птенцов наблюдается в конце этого месяца, когда созревают вишни и другие ягоды, семенами которых дубоносы питаются. Первое время выводки держатся отдельно, но позднее, в августе, они объединяются в стайки и кочуют по плодовым садам и огородам. Дубоносы — зерноядные птицы. Питаются они семенами косточковых плодово-ягодных растений — вишни, сливы, черемухи и т. д., а также семенами клена, липы, ясеня, ольхи, гороха, кукурузы, подсолнечника. Едят и насекомых. Птенцов выкармливают насекомыми и их личинками, а кроме того и семенами. Там, где дубоносы многочисленны, они в период созревания плодов и ягод наносят некоторый вред садам.

ДУБОНОС