ДУПЕЛЬ ЛЕСНОЙ
(Gallinago megala)

Птицы / Ржанкообразные / Бекасовые / ДУПЕЛЬ ЛЕСНОЙ
Aves / Charadriiformes / Scolopacidae / Gallinago megala

ДУПЕЛЬ ЛЕСНОЙ (Gallinago megala) в сущности не дупель, а бекас. От обыкновенного бекаса он отличается главным образом строением хвоста. У него 10-12 (но бывает от 8 до 13) пар рулевых перьев. Три крайние пары рулевых очень узкие и короткие, довольно жесткие. Ширина их 2,5-3 мм. Опахало самого крайнего рулевого резко несимметрично. Длина крыла лесного дупеля 13-14 см. Гнездится лесной дупель на юге Сибири от ленточных боров Кулунды на западе до Иркутска на востоке. Кроме того, он гнездится на юге Приморского края. Зимовки его расположены в Юго-Восточной Азии и на островах Индонезии. Излюбленными местообитаниями лесного дупеля являются лиственные и свет-лохвойные леса, не образующие сплошного массива. Наличие полян и пятен кустарника или молодой поросли осины или березы можно считать обязательным. Сильно увлажненных лесов эта птица избегает. Установлено, что в благоприятных условиях обитает 70, а возможно, и более пар дупелей на 1 км2. Согласно недавним наблюдениям, самцы в разгар тока по одиночке и группами по 5 особей летают большими кругами над лесом на большой высоте. Временами одна из птиц в группе поднимает крылья, складывая их за спиной, и некоторое время скользит, слегка снижаясь, потом догоняет своих собратьев. Вдруг один из дупелей начинает падать наклонно к земле со все увеличивающейся скоростью, сложив и отнеся немного назад крылья и развернув хвост. При этом в начале падения слышен отрывистый и свистящий шум, быстро усиливающийся и переходящий в сплошной слегка дрожащий свист, несколько напоминающий шум от пролетающего вдали реактивного самолета. Потом дупель догоняет свою группу и начинает падать другая птица, и т. д. Самка приступает к гнездованию в самый разгар тока. Она откладывает 4 (во вторых кладках бывает и 3) яйца двух типов окраски - более светлых и более темных. В середине июня повсюду уже можно видеть молодых птиц в пуховом наряде. Самцы в период насиживания держатся отдельно от самок и участия в насиживании яиц, защите гнезд и воспитании птенцов не принимают. В желудках у лесных дупелей обнаруживаются преимущественно дождевые черви.

ДУПЕЛЬ ЛЕСНОЙ