ДУПЕЛЬ
(Gallinago media)

Птицы / Ржанкообразные / Бекасовые / ДУПЕЛЬ
Aves / Charadriiformes / Scolopacidae / Gallinago media

ДУПЕЛЬ (Gallinago media) немного крупнее бекаса, а клюв у него несколько короче. Длина крыла 12,5-13,5 см. По окраске и рисунку оперения дупель очень сходен с обыкновенным бекасом, но сверху несколько посветлее, а пятна на нижней стороне тела чуть сильнее развиты и занимают большую площадь (например, и брюшко). В отличие от бекаса 3 крайние пары рулевых у дупеля почти целиком белые или лишь со слабыми темными пестринками. Кроме того, на средних кроющих крыла хорошо развиты белые вершины (они шире, чем у бекасов). Распространен дупель от Дании и Южной Финляндии на восток до Енисея. (К северу в тундре он доходит до 68° северной широты. Кроме того, дупель гнездится в Норвегии. Зимовки дупеля расположены главным образом в Юго-Восточной и Южной Африке. Весенний прилет дупелей тянется от конца марта на Украине до средних чисел мая у полярного круга. Основными местами обитания дупелей в гнездовое время являются сырые луговые пространства с травянистыми болотами, переходящими в кочкарники и лозняки. В общем дупеля выбирают более сухие места для гнездования, нежели бекасы. По поводу брачной жизни дупелей у натуралистов, изучавших эту птицу, нет единогласия. Одни считают эту птицу полигамной, но, по мнению других, дупеля образуют пары и самцы принимают участие в устройстве гнезда. Однако насиживают только самки. Дупеля токуют на земле, собираясь для этого с наступлением сумерек довольно значительными группами. Птицы возбужденно бегают по токовищу и оживленно щебечут, принимая различные позы. Самцы ерошат перья, вытягивают шею и, направляя клюв вверх, быстро им щелкают. Они опускают крылья, расправляют веером хвост и загибают его на спину, потом втягивают голову в плечи, опуская клюв и прижимая его к оперению груди, и т. д. Между самцами бывают и драки. Гнездо - плоское углубление в дерне - содержит 4 яйца. Если бывает повторная кладка, то из 3 или даже 2 яиц.

ДУПЕЛЬ