ДИКУША

(Falcipennis falcipennis)

Птицы / Куриные / Тетеревиные / ДИКУША
Aves / Galliformes / Tetraonidae / Falcipennis falcipennis

ДИКУША (Falcipennis falcipennis) по сложению и общему поведению представляет собой нечто среднее между тетеревом и рябчиком, но ближе к последнему. Дикуша меньше тетерева, но крупнее рябчика: вес ее около 600 г. Окраска оперения значительно темнее, чем у рябчика. Основной фон каштаново-черный, на котором разбросаны серые, белые, бледно-охристые и рыжеватые пестрины и пятна, создающие различия в окраске разных частей оперения. За счет большего развития светлых пестрин и пятен самки окрашены светлее, чем самцы, с большей примесью рыжеватых тонов. Как и рябчик, дикуша искусно скрывается в ветвях хвойных деревьев, неподвижно сидя на одном месте. Держится дикуша обычно в чаще на земле или на нижних ветвях деревьев до высоты 2-3 м. Благодаря малой подвижности и темной окраске малозаметна. Потревоженная дикуша не поднимает шума, не стремится скрыться, а взлетает на нижнюю ветку дерева и наблюдает виновника тревоги, продолжая сидеть даже в 3 - 5 шагах от человека. Дикуша известна удивительной доверчивостью, отсутствием боязни человека, за что получила название "смиренного рябчика". Снимание птиц с веток петлей, привязанной к палке, обычный способ охоты уместного промыслового населения. Свиста и звуков, подобных издаваемым рябчиком, дикуша не издает. Самка во время тревоги тихо и довольно грубо квохчет, подобно самке тетерева, но менее громко. Область распространения дикуши незначительна и охватывает Охотское побережье, бассейн Амура, Уссурийский край и Сахалин. Обитает дикуша здесь в елово-пихтовых лесах, ельниках, лиственничниках, перемежающихся мелкими еловыми и лиственными чащами и полянками. Дикуша ведет оседлый образ жизни, совершая в горных районах небольшие вертикальные кочевки. Токуют дикуши одиночками. Весной разбиваются на пары, но самцы не принимают участия в воспитании птенцов и все лето держатся обособленно. Питается дикуша преимущественно растительными кормами - хвоей, ягодами, зелеными листьями. Хвоя поедается в большом количестве не только зимой, но и летом, причем даже молодыми птицами, что сближает эту птицу по характеру питания с глухарем. Вследствие малочисленности промысловое значение дикуши невелико.

ДИКУША