ЧЕЛНОКЛЮВ

(Cochlearis cochlearis)

Птицы / Голенастые / Челноклювые / ЧЕЛНОКЛЮВ
Aves / Gressores / Cochleariidae / Cochlearis cochlearis

ЧЕЛНОКЛЮВ (Cochlearis cochlearis) Основанием для выделения этого вида в отдельное семейство послужили несколько признаков: совершенно своеобразное строение клюва, а следовательно и всего черепа, наличие четырех пар пудреток (вместо трех, имеющихся у цаплевых птиц), наличие густого плотного пуха у птенцов. В остальном челноклюв очень похож на цаплю, особенно на квакву, Челноклюв — средней величины птица (масса 600—800 г), с широким, приплюснутым сверху клювом, верхняя челюсть которого закапчивается острым крючком. Верхняя сторона тела буровато-серая, верх головы черный с отливом, горло, зоб и грудь охристо-белые, брюхо черновато-коричневое. На голове хохол из длинных украшающих перьев. Населяют челноклювы пресные и соленые водоемы тропических районов Нового Света. Обычно они держатся по берегам тихих, поросших растительностью лагун и эстуариев, но встречаются и на лесных речках. Ведут ночной оседлый образ жизни. День проводят, укрывшись в мангровых зарослях. Свою добычу, состоящую из крабов, креветок, земноводных, могут ловить так же, как цапли, но нередко нащупывают ее в жидком иле с помощью широкого своеобразного клюва. Гнездятся челноклювы колониями, часто они присоединяются к колониям других околоводных птиц. Гнездо располагают на ветвях или выступающих корнях, низко над водой. В кладке 2—4 яйца, зеленовато-голубая скорлупа которых, в отличие от яиц настоящих цапель, покрыта коричневатыми пятнами. Яйца откладываются с интервалами в 2 дня, насиживание начинается со второго яйца, вылупление птенцов асинхронное. Насиживают кладку и выкармливают птенцов оба родителя. Птенцов они кормят, как и цапли, отрыгивая им в клюв принесенную добычу. Интересно, что клюв у птиц служит средством коммуникации: челноклювы издают им отдельные хлопки или серии, причем звук напоминает хлопок в ладоши.

ЧЕЛНОКЛЮВ