ЧЕЧЕВИЦА
(Carpodacus erythrina)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ЧЕЧЕВИЦА
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Carpodacus erythrina

ЧЕЧЕВИЦА (Carpodacus erythrina) одна из очень красивых и широко распространенных наших птиц. Величиной она примерно с воробья, но тоньше и стройнее. Весит 19-26 г. Окраска оперения самца киноварно-красная, особенно яркая на зобе, груди и надхвостье. Спинная часть тела более темная, густого бархатно-малинового цвета, крылья и хвост буровато-красные. Брюшко и подхвостье белые. Самка и молодые серовато-бурые, с более светлой нижней стороной тела и оливковым оттенком на спине и плечах. Распространена обыкновенная чечевица в Восточной Европе, Сибири, Малой, Передней, Средней и Центральной Азии. Она, по-видимому, постепенно расселяется в западном направлении. Населяет опушки лесов, речные поймы, поросшие кустарником, сады, рощи, парки, влажные луга с разбросанными по ним кустами ольхи, ивняка и т. п. Перелетная птица. Зимует в Индии и Юго-Восточном Китае. Из Европы осенью летит на зимовки в восточном направлении. На места гнездовий чечевицы прилетают поздно, в конце апреля — первой половине мая. Сразу же после прилета птицы разбиваются на пары и приступают к постройке гнезд. В это время самец поет целыми днями. Пение состоит из повторяемого много раз характерного громкого мелодичного свиста «ви-тю-ви-дел» или «тию-ти-тю», перемежаемого тихим щебетанием. Гнездо строит самка, помещая его среди густых ветвей молодых елочек, кустарников, фруктовых деревьев невысоко над землей. В кладке 3—6 яиц бирюзового цвета с редкими черноватыми пятнышками. Насиживает только самка в течение 12 дней. Птенцы находятся в гнезде 11—13 дней и покидают его, не умея еще по-настоящему летать. После вылета птенцов чечевицы держатся выводками и ведут малозаметный образ жизни, кочуя по кустарникам, ягодникам и высоким зарослям сорняков. Отлетать на зимовки начинают рано, в августе, и к середине сентября у нас уже не встречаются. Питается чечевица семенами, ягодами, цветами и в небольшом количестве насекомыми. Этими же кормами выкармливаются и птенцы. Кроме описанного вида, на Кавказе и в горах южной части Азии встречается большая чечевица (С. rubicilla); по высокогорьям Центральной и Средней Азии живет розовая чечевица (С. rhodochlamys); в таежных лесах Средней и Восточной Сибири обитает сибирская чечевица (С. rosea). В их общем облике и образе жизни имеются сходные черты с обыкновенной чечевицей.

ЧЕЧЕВИЦА