ЧИЖ
(Spinus spinus)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ЧИЖ
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Spinus spinus

ЧИЖ (Spinus spinus) маленькая, заметно меньше щегла, очень подвижная птичка. Весит она 11—14 г. Самец зеленоватый, с желтой грудкой и черной шапочкой, самка серовато-бурая с пестринами. Клюв у чижа конический, как у зерноядных птиц, короткий. Распространение чижа разорвано на две большие части: Европа с прилежащими частями Западной Азии — Малой, Передней Азией и Западной Сибирью, и Дальний Восток — от Забайкалья до Северо-Восточного Китая и северной части Японии. Это кочующая и частично перелетная птица, передвигающаяся на зиму в южные части ареала и даже за пределы его — до Северной Африки, Ирака и Южного Китая. Основным местом обитания этого вида служат еловые леса с примесью березы, ольхи или других пород, особенно горные. В конце лета кочующие стайки появляются в лиственных лесах — березняках, ольшаниках, речных уремах. Сюда их привлекают семена березы и ольхи. Весеннее движение чижей с юга начинается рано, в феврале, и продолжается до апреля, а на севере и до мая. Летят они небольшими шумными, крикливыми стайками, легко бросающимися в глаза. Вскоре после прилета образовавшиеся еще зимой пары приступают к гнездовым делам. Гнезда чижи всегда устраивают на елях, высоко от земли и искусно прячут в густых ветвях, так что снизу обнаружить их невозможно. Постройку гнезда производит одна самка, но самец часто приносит материал. В конце апреля — начале мая в средних частях ареала появляются полные кладки, содержащие от 3 до 6 бледно-голубоватых яиц с мелкими коричневатыми крапинками. Насиживает кладку одна самка в продолжение 12 — 14 дней. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде в течение 13 — 14 дней. Родители в это время выкармливают их мелкими насекомыми — гусеницами мелких бабочек и тлями. К этой животной пище примешивается в размягченном виде растительная пища — свежие побеги, ростки, почки. Молодые вылетают из гнезда в конце мая — в июне. Первое время старые птицы держатся при выводке, но скоро покидают его и приступают ко второй кладке. В июне снова можно слышать в лесу оживленное пение чижей. Более заметными чижи становятся в конце июня и в июле, когда семейки молодых начинают кочевать по ельникам. В августе выводки сбиваются в стайки, которые постепенно увеличиваются и в пору осеннего перелета достигают нескольких сотен особей. В России перелет наблюдается с последних чисел сентября и заканчивается к ноябрю. Дальность перелета на зимовку зависит от урожая кормов и в разные годы может сильно изменяться. Питается чиж семенами всевозможных древесных пород, как хвойных, так и лиственных, семенами сорняков и других трав, а также насекомыми, в частности тлями. Особенно большое значение имеют семена березы, ольхи и ели. Чиж — одна из наиболее обычных комнатных птиц.

ЧИЖ