ЧИСТИК ОЧКОВЫЙ
  • ЧИСТИК ОЧКОВЫЙ
    (Cepphus carbo)

Птицы / Ржанкообразные / Чистики / ЧИСТИК ОЧКОВЫЙ
    Aves / Charadriiformes / Alcidae / Cepphus carbo

ЧИСТИК ОЧКОВЫЙ (Cepphus carbo) населяет побережье и острова Охотского и Японского морей. На юго-восточном побережье Камчатского п-ова и на северных Курильских о-вах гнездится совместно с тихоокеанским чистиком. Это самый крупный среди чистиков. Птицы весят 552 -635 г, в среднем 598 г. От других видов чистиков очковый чистик отличается отсутствием белых «зеркал» на крыльях, но у них есть белое пятно вокруг глаза, которое и дало название виду. Как и у остальных двух видов чистиков, ноги и полость рта ярко-красные. Голос – громкий высокий свист. Гнездится колониально или отдельными парами. В районе гнездования появляются в апреле – мае. Очковые чистики устраивают гнезда в разного рода укрытиях: щелях скалистых обрывов, пустотах между камнями осыпей и т.п. Кладка состоит из 2 голубовато-зеленых яиц с черно-коричневыми или темно-фиолетовыми крапинками и пятнами. Средние размеры яиц 64х46 мм, а масса около 65 г. Между откладкой первого и второго яйца проходит, в среднем, трое суток. Насиживание кладки начинается после откладки второго яйца. Насиживают оба родителя. В среднем, инкубационный период составляет 32 дня; первое яйцо насиживается 35 -38 дней, второе - 31 -32 дня. Птенец при вылуплении покрыт длинным темно-серым пухом. Родители кормят птенца рыбой, которую они приносят по одной, зажав в клюве в районе головы. Под водой передвигается с помощью крыльев, но, кормясь у дна, гребет и лапами. Птенцы проводят в гнездах 32 –41 день, в среднем 37,4 суток. Покинув гнездо, птенец становится самостоятельным. Зимой область распространения очкового чистика расширяется до Корейского пролива. Птицы покидают те части ареала, где море замерзает, но остаются в пределах гнездового ареала, где море открыто. В течение всего года чистики практически не покидают прибрежных вод.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL