ЧАЙКА СИЗАЯ
(Larus canus)

Птицы / Ржанкообразные / Чайковые / ЧАЙКА СИЗАЯ
Aves / Charadriiformes / Laridae / Larus canus

ЧАЙКА СИЗАЯ (Larus canus) по общему облику и окраске очень похожа на серебристую чайку, но почти вдвое меньше нее: весит 315-600 г. Распространена в северных частях Европы, Азии и Северной Америки, но лишь местами заходит в тундру: на Мурманском побережье, по большим северным рекам и на Анадыре. К югу идет до Англии, ГДР и ФРГ, Прибалтики, до средней полосы России, низовьев Волги, Северного Казахстана, Прибайкалья, к востоку - до Охотского моря. Кроме того, изолированное гнездование отмечено для горных озер Закавказья и прилежащих частей Турции и Ирана. Перелетная и кочующая птица. Основные зимовки расположены на побережье Каспийского, Средиземного морей, в Малой Азии, Китае и Японии, в Америке - до южной Калифорнии. Населяет большие реки и озера, даже болота, а также морские побережья. Весной сизые чайки прилетают в южные части ареала и на Мурманское побережье в марте и апреле, в низовья северных рек - в мае и начале июня. Летят обычно небольшими стайками от 3-8 до 30-50 птиц. Гнездятся как отдельными парами, так и колониями от 6-8 до 70 пар. Часто селятся совместно с речными чайками, черными крачками, иногда с малыми чайками. Гнезда устраивают на скалах, островках, речных косах, обычно на возвышениях, кочках среди воды, наносах плавника, на тростниковых плотах и т. п. Полные кладки, обычно из 3 яиц, бывают в июне. Яйца оливково-серого цвета с черноватыми пятнами. Размеры яиц: 51-61 X 38-43 мм. Откладываются они с промежутком в I-2 дня. Насиживают оба родителя в течение 25-26 дней. Вылупление птенцов на Мурманском побережье происходит во второй половине июня - начале июля, в Казахстане - в мае - начале июня. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде 3-5 дней, а затем держатся поблизости. Они очень подвижны, от опасности спасаются бегством, прячутся в траве или бегут к воде и уплывают. Родители очень привязаны к птенцам и энергично их защищают. Примерно в месячном возрасте птенцы надевают перовой наряд и вскоре начинают летать. Развитие птенца от начала насиживания яйца до подъема на крыло занимает 57 - 60 дней. В колониях сизых чаек отмечается довольно высокая гибель яиц и птенцов, главным образом от различных хищников. В августе летные молодые вместе с взрослыми группируются в стайки и начинают вести кочевой образ жизни. Постепенно эти кочевки переходят в отлет, который происходит в сентябре и октябре. Питается сизая чайка разнообразными кормами - рыбой, различными водными беспозвоночными, наземными насекомыми, мышевидными грызунами, ягодами. Истреблением вредных насекомых и грызунов приносит несомненную пользу.

ЧАЙКА СИЗАЯ